ЧАДАЯТАНА (Ск.). Букв., шесть жилищ или врат в человеке для восприятия ощущений; так, на физическом плане это: глаза, нос, уши, язык, тело (или осязание) и ум, как продукт физического мозга, и на ментальном плане (Эзотерически): духовные зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и восприятие, все вместе синтезированные Буддхи-атмическим элементом. Чадаятана является одной из 12 Нидан, образующих цепь непрерывного возникновения причины и следствия.


ЧАЙТАНЬЯ (Ск.). Основатель мистической секты в Индии. Довольно современный мудрец, считающийся аватаром Кришны.


ЧАЙТЬЯ (Ск.). Любая местность, сделанная священной в связи с каким-либо событием в жизни Будды; термин, означающий то же по отношению к богам, и любое место или объект поклонения.


ЧАКНА-ПАДМА-КАРПО (Тиб.). "Тот, кто держит лотос", употребляется по отношению к Ченрези, Бодхисаттве. Это не чисто тибетское слово, а наполовину санскритское.


ЧАКРА (Ск.). Обычно - колесо, диск или круг Вишну. Также употребляется как цикл (см. так же круги и циклы) времени и в других смыслах.


ЧАКРА, или Chakra (Ск.). Заклинание. Диск Вишну, служивший в качестве оружия; колесо Зодиака, а также колесо времени и т. д. У Вишну он был символом божественной власти. Одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады, или мистического отпечатка ступни Будды, который содержит это число символических фигур. Чакра используется в месмерических  феноменах и других анормальных опытах.


ЧАКЧУР (Ск.). Первая Виджнана (см.). Букв., "око", подразумевая способность зрения, или, вернее, оккультное восприятие духовных и субъективных реальностей (Чакшур).


ЧАКШУБ (Ск.). "Око". Лока-чакшуб, или "око мира", есть титул Солнца.


ЧАНДАЛЫ, или Chhandalas (Ск.). Изгнанные или люди без касты, название, которое теперь дается всем низшим классам индусов; но в древности оно относилось к определенному классу людей, которые, потеряв право на какую-либо из четырех каст - браминов, кшатриев, вайшьев и шудр - изгонялись из городов и искали убежища в лесах. После они стали "каменщиками", пока окончательно изганные, они не покинули страну, примерно за 4000 лет до н. э. Некоторые видят в них предков ранних евреев, племена которых начались с А-брама, или "Не-Брама". Вплоть до наших дней этот класс наиболее презирается браминами в Индии.


ЧАНДРА (Ск.). Луна; также божество. Термины Чандра и Сома являются синонимами.


ЧАНДРАГУПТА (Ск.). Первый буддийский Царь в Индии, дед Ашоки; Sandracottus все перепутывающих греческих писателей, посещавших Индию во время Александра.

ЧАНДРАГУПТА, или Chandraguрta (Cк.). Сын Нанды, первый буддийский Царь Династии Мориа, дед Царя Ашоки, "любимец богов" (Пиядаси).


ЧАНДРА-КАНТА (Ск.). "Лунный камень", самоцвет, который якобы возникает и растет под солнечными лучами, что придает ему оккультные и магические свойства. Оказывает сильное охлаждающее воздействие при горячке, если приложить его к обоим вискам.


ЧАНДРАМАНАМ (Ск.). Метод исчисления времени с помощью Луны.


ЧАНДРАЯНА (Ск.). "Лунная Раса" в противоположность Сурьяванша, "Солнечной Расе". Некоторые востоковеды считают непоследовательным то, что Кришна, чандраванша (из рода Яду), должен быть провозглашен Аватаром Вишну, который есть проявление солнечной энергии в Риг-Веде, труде непревзойденного авторитета среди браминов. Однако, это являет глубокое оккультное значение Аватара, разъяснить которое может лишь эзотерическая философия. Словарь - неподходящее место для подобных толкований; но полезно будет напомнить тем, кто знает и учит тех, которые не знают, что в Оккультизме человек назван солнечно-лунным существом: солнечным в его высшей триаде, и лунным - в его четверичности. Кроме того, именно Солнце наделяет своим светом Луну - так же, как человеческая триада излучает свой божественный свет на смертную оболочку грешного человека. Жизнь небесная оживляет жизнь земную. Кришна метафизически представляет Эго, соединенное с Атма-Буддхи, и мистически выполняет те же функции, что и Христос гностиков: оба являются "внутренним богом храма" - человека. Люцифер есть "яркая утренняя звезда", широко известный символ в "Откровениях", и, как планета, соответствует Эго. И этот Люцифер (или планета Венера) есть Шукра-Ушанас индусов, а Ушанас есть Дайтья-гуру, т. е. духовный руководитель и учитель Данавов и Дайтьев. Последние являются великанами-демонами в "Пуранах", а в эзотерических толкованиях - прототипным символом телесного человека, физического человечества. Говорится, что Дайтьи могут возвыситься, с помощью знания, "аскетизма и преданности" до "класса богов и до класса Абсолюта". Все это очень многозначительно в легенде о Кришне; и еще больше заставляет задуматься то, что так же, как Кришна, Аватар великого Бога в Индии, происходит из рода Яду (Yadu), так и другая инкарнация, "сам воплощенный Бог", или "Богочеловек Христос" - также из рода Иаду (Iadoo), как называют евреев по всей Азии. Более того, как его мать, изображенная Царицей Небесной, стоящей на лунном серпе, тождественна в гностической философии и также в эзотерической системе с самой Луной, подобно всем прочим лунным богиням, как Изида, Диана, Астарта и другие - Матери Логосов, так и Христос в римско-католической церкви неоднократно назван Солнцем-Христом, Christ-Soleil и так далее. Если последнее есть метафора, то таково же и первое.


ЧАНТОНГ (Тиб.). "Имеющий 1000 Глаз", имя Падмапани или Ченрези (Авалокитешвары).


ЧАРАКА (Ск.). Писатель по Медицине, живший в ведические времена. Он считается инкарнацией (Аватаром) Змия Шеши, т. е. воплощением божественной Мудрости, так как Шеша-Нага, Царь расы "Змиев", есть синоним Ананты, семи-главного Змия, на котором покоится Вишну во время пралай. Ананта есть "бесконечный" и символ вечности, и, как таковой, един с пространством, в то время как Шеша есть лишь периодический в своих проявлениях. Поэтому, тогда как Вишну отождествляется с Анантой, Чарака есть просто Аватар Шеша.


ЧАРВАКА (Ск.). Было два знаменитых существа под этим именем. Первый был Ракшаса (демон), который переоделся брамином и вошел в Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили Чарваку огнем своих глаз - т. е. магнетически с помощью того, что в Оккультизме называется "черным взглядом" или злым глазом. Второй был ужасный материалист и отрицатель всего за исключением материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил бы всех "вольнодумцев" и "агностиков" наших дней. Он жил до периода Рамаяны, но его учения и школа пережили до сего дня, и он даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.


ЧАРНОК, Томас. Крупный алхимик шестнадцатого столетия; хирург, живший и работавший недалеко от Солсбери, изучая эту науку в соседних монастырях у некоего священника. Говорят, что он был посвящен в последнюю тайну трансмутации знаменитым мистиком Уильямом Бердом, который "был приором монастыря Бат и оплачивал расходы по восстановлению монастырской Церкви золотом, которое он делал с помощью красного и белого эликсиров" ("Royal Mas. Cycl."). Чарнок написал свой "Конспект Философии" в 1557 году, и "Загадку Алхимии" - в 1574-ом.


ЧАТУР (Ск.). Четыре.


ЧАТУР  ВАРНА (Ск.). Четыре касты (букв., краски).


ЧАТУРДАСА  БХУВАНАМ (Ск.). Четырнадцать лок или планов существования. Эзотерически - двойственные семь состояний.


ЧАТУРИОНИ (Ск.). То же, что Кармайа или "четыре формы рождения" - четыре способа вступления на путь рождения, как обусловлено Кармою:
а) рождение от чрева - как у людей и млекопитающих;

б) рождение из яйца - как у птиц и пресмыкающихся;

в) от влаги и зародышей воздуха - как у насекомых;

и г) мгновенным самопреобразованием, как Бодхисаттвы и Боги (Анупадака).



ЧАТУР  МАХАРАДЖА (Ск.). "Четыре царя", Дэвы, которые сторожат четыре стороны вселенной, и связаны с Кармой.


ЧАТУР  МУКХА (Ск.). "Четырехликий", имя Брамы.


ЧЕЛА (Ск.). Ученик, воспитанник Гуру или Мудреца, последователь определенного адепта какой-либо школы философии (букв., дитя).


ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпой, руководителем Семи Дхиани, в Северном Буддизме; Адамом Кадмоном в Каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец - в Абсолюте, по ту сторону всех этих символов и мифов человеческого происхождения. Человечество есть великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством и интеллектуально, оно есть не более, чем высший класс животных.


ЧЕНРЕЗИ (Тиб.). Тибетский Авалокитешвара. Бодхисаттва Падмапани, божественный Будда.


ЧЕРНАЯ  МАГИЯ (Оккульт.). Колдовство; некромантия, или воскрешение мертвых, и другие эгоистические злоупотребления анормальными силами. Это злоупотребление может быть ненамеренным, но все же это "черная магия" всякий раз, когда что-либо произведено феноменальным образом просто ради собственного удовлетворения.


ЧЕРНО-БОГ (Слав.). "Черный бог"; главное божество древнеславянских народов.


ЧЕРНЫЕ  ГНОМЫ. Название Эльфов Тьмы, ползающих по темным пещерам земли и изготовляющих оружие и утварь для своих божественных отцов, Эсир, или Асов. Именуются также "Черными Эльфами".


ЧЕРНЫЙ  ОГОНЬ (Зохар.). Каббалистический термин для обозначения Абсолютного Света и Мудрости; "черный" потому, что непостижим для нашего ограниченного рассудка.


ЧЕРЧЕН. Оазис в Центральной Азии, расположенный где-то в 4000 футах над рекой Черчен Дарья; самый очаг и центр древней цивилизации, со всех сторон, над и под землей, окруженный бесчисленными руинами городов и мест погребений всех видов. Как сообщил покойный полковник Пржевальский, этот оазис населен примерно 3000 людьми, "которые представляют собой остатки примерно ста народностей и рас, ныне исчезнувших, сами имена которых неизвестны современным этнологам".


ЧЕРУ (Сканд.). Или Херу. Магический меч, оружие "бога Меча" Херу. В "Эдде" сага описывает его как уничтожающего своего обладателя, если тот недостоин им владеть. Он приносит победу и славу лишь в руке добродетельного героя.


ЧЕТЫРЕ  ЖИВОТНЫХ. Символические животные в видении Иезекиила (Меркаба). "У первых христиан празднование Мистерий Веры сопровождалось горением семи лампад с ладаном, Тришагионом, и чтением книги евангелий, на которой - как на обложках, так и на страницах - были изображены крылатый человек, лев, бык и орел". ("Каббала" Исаака Мейера, LL. B). По сей день этих животных изображают рядом с четырьмя евангелистами, и они предпосылают их соответствующие евангелия в изданиях Греческой Церкви. Каждое из них представляет один из четырех низших классов миров или планов, в подобие которым отлита каждая личность. Так, Орел (связанный со Св. Иоанном) олицетворяет космический  Дух или Эфир, все-проникающее Око Ясновидца; Бык Св. Луки - воды Жизни, все-порождающий элемент и космическую силу; Лев Св. Марка - огненную энергию, неустрашимую смелость и космический  огонь; тогда как человеческая Голова или Ангел, стоящий рядом со Св. Матфеем, представляет синтез всех трех, объединенных в высшем Разуме человека и в космической Духовности. Все эти символы суть египетские, халдейские и индийские. Многочисленны боги с головами Орла, Быка, и Льва, и все они представляют одну и ту же идею как в египетской, халдейской, индийской, так и в еврейской религиях, но, начиная с Астрального тела, они не шли дальше космического Духа или Высшего Манаса - так как Атма-Буддхи, или Абсолютный Дух, и его проводник Духовная Душа, не поддаются символизированию в конкретных образах.


ЧЖУАН. Крупный китайский философ.


ЧИДАГНИКУНДУМ (Ск.). Букв., "очаг огня в сердце"; место средоточия силы, уничтожающей все личные желания.


ЧИДАКАСАМ (Ск.). Поле, или основа сознания.


ЧИКИЦА  ВИДИА  ШАСТРА (Ск.). Трактат по оккультной медицине, содержащий значительное количество "магических" рецептов. Это одна из "Панча Видиа Шастр", или Священных Писаний.


ЧИНА (Ск.). Название Китая в буддийских трудах; эта страна называется так начиная с династии Цинь, которая была основана в 349 г. до н. э.


ЧИТ (Ск.). Абстрактное Сознание.


ЧИТКАЛА (Ск.). В эзотерической философии идентичны с Кумарами; те, кто первые воплотились в людей Третьей Коренной Расы (См. "Тайн. Доктр", I, 357).


ЧИТРА  ГУПТА (Ск.). Дэва (или бог), который является писцом Ямы (бога смерти) и имеет обязанность читать отчет о жизни каждой Души из рекорда, называемого Агра Сандхани, когда эта душа предстает перед троном Суда.


ЧИТРА  ШИКАНДИНА (Ск.). Созвездие Большой Медведицы; обитель семи Риши (Сапта-Рикша). Букв., "ярко-увенчанный".


ЧИТТА  РИДДХИ  ПАДА (Ск.). "Ступень памяти". Третье состояние мистического ряда, ведущего к достижению адептства; т. е. отречение от физической памяти, и от всех мыслей, связанных со светскими или личными событиями в жизни - благами, личными радостями или ассоциациями. Физической памятью необходимо пожертвовать, и призывать ее силою воли, только когда она абсолютно необходима. Риддхи Пада, букв., четыре "Ступеньки к Риддхи", суть четыре способа управления и, наконец, уничтожения желания, памяти, и в конечном счете самой медитации - постольку, поскольку они связаны с каким-либо усилием физического мозга - и тогда медитация становится чисто духовной.


ЧИТТА  СМРИТИ  УПАСТХАНА (Ск.). Одна из четырех целей Смрити Упастхана, т. е. постоянное удерживание в памяти преходящего характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса существования.


ЧИЧХАКТИ (Ск.). Чих-Шакти; мощь, производящая мысль.


ЧУВСТВА. Десять органов человека. В экзотерическом Пантеоне и аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов, земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии называемыми клетками.


ЧХАЙА (Ск.). "Тень" или "Призрак". Название существа, созданного Санджной, женой Сурьи, из самой себя (астральное тело). Будучи не в силах выносить жар своего супруга, Санджна оставила вместо себя в качестве жены Чайю, удалившись, чтобы предаться аскетизму. В эзотерической философии Чхайа есть астральный образ человека.


ЧХАЙА  ЛОКА (Ск.). Мир Теней; подобно Гадесу - мир Еidola и Umbrae, Мы его называем Камалокой.


ЧХАНАГАРИКА (Тиб.). Букв., школа шести городов. Знаменитая философская школа, где готовят Чела перед их вступлением на Путь.


ЧХАНДОГА (Ск.). Одна из Самхит (собраний) Сама Веды; также жрец, поющий Сама Веду.



ЧХАНДА  РИДДХИ  ПАДА (Ск.). "Ступень желания", термин, употребляемый в Раджа Йоге. Это конечное отречение от всех желаний как sine qua non условие феноменальных сил, и вступление на прямой путь Нирваны.


ЧХАНМУКА (Ск.). Великий Бодхисаттва у северных буддистов, известный своей пылающей любовью к Человечеству; в эзотерических школах считается Нирманакаей.


ЧЬЮТА (Ск.). Означает "павший" в зарождение, как сказал бы каббалист; противоположное ачьюте, тому, что не подвержено перемене или дифференциации; применяется по отношению к божеству. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz