Я (ЙА) (Ев.). Как утверждается в "Зохаре" - слово, с помощью которого Элохимы образовали миры. Слог этот есть народная переработка и одна из многих форм "тайного имени" Иао. (См. "Иахо" и "Яхо").


ЯДАВА (Ск.). Потомок Яду; великого рода, в котором родился Кришна. Основателем этого рода был Яду, сын царя Яйати из Сомаванши, или Лунной Расы. Именно при жизни Кришны - отнюдь не мифической личности, несомненно - было основано царство Дварака в Гуджерате, и именно после смерти Кришны (3102 г. до Р. Х.) все ядавы, находившиеся в городе, погибли, когда город был поглощен морем. Лишь несколько ядавов, которых во время катастрофы не было в городе, спаслись, чтобы продолжить этот великий род. Раджи Виджайа-Нагары в наше время являются одними из немногих его представителей.


ЯДЖНА (Ск.). "Жертва", символом или изображением которой теперь является созвездие Мрига-ширас (голова оленя); а также одна из форм Вишну. "Яджна", говорят брамины, "существует изначально, ибо изошла от Верховного, в котором она покоится спящая от безначала". Это ключ к Трай-Видиа, трижды священной науке, содержащейся в стихах "Риг-Веды", которая преподает Яджну, или жертвенные тайны. Как говорит Хауг во Введении к "Айтарейа Брахмане" - Яджна как невидимое присутствие существует во все времена, простираясь от Ахаванья, или жертвенного огня, до небес, образуя мост или лестницу, посредством которой жертвователь может сообщаться с миром дэв, "и даже при жизни подниматься в их обители". Это одна из форм Акаши, внутри которой мистическое Слово (или в ее основе лежащий "Звук") пробуждает ее к существованию. Произнесенное Жрецом-Посвященным или Йогом, это Слово получает творящие силы, и сообщается в виде импульса на земном плане с помощью тренированной Силы воли.


ЯЗАТЫ (Зенд.). Чистые небесные духи, которые в "Вендидаде" представлены как разделяющие некогда свою пищу со смертными, которые таким образом приобщаются к их бытию.


ЯЗЫК  МИСТЕРИЙ. Жреческий тайный жаргон, употреблявшийся посвященными жрецами и использовавшийся лишь в разговоре о священных вещах. Каждый народ имел свой собственный язык "мистерий", неизвестный никому, за исключением допущенных к Мистериям.


ЯЗЫЧЕСКИЕ  БОГИ. Этот термин понимается неправильно, как означающий идолов. Философская идея, связанная с ними, никогда не представляла их как нечто объективное или антропоморфическое, но во всех случаях - как абстрактную мощь, силу, или свойство в природе. Существуют боги, являющиеся божественными планетарными духами (Дхиан-Коганы) или Дэвами, среди которых находятся также наши Эго. За этим исключением, и особенно тогда, когда они представлены идолом или в антропоморфической форме, эти боги в индусском, египетском или халдейском Пантеоне символически представляют бесформенные духовные Силы "Невидимого Космоса".


ЯЗЫЧНИК (Лат.). Сначала не означал ничего более плохого, чем жителя деревни или лесов; человека, отдаленного от городских храмов, и поэтому не знакомого с государственной религией и церемониями. Слово "heathen" имеет похожий смысл, означая того, кто живет в пустыне или в деревне. Однако, теперь оба слова начали означать идолопоклонников.


ЯЙЦА (Пасхальные). Яйца были символическими с древних времен. Было "Мировое Яйцо", в котором развивался Брама, у индусов - Хиранья-Гарбха; и Мировое Яйцо египтян, которое вышло изо рта "несотворенного и вечного божества", Нефа, и которое является эмблемой порождающей силы. Затем, Яйцо Вавилона, из которого вывелась Иштар и которое якобы упало с небес в Евфрат. Потому ежегодно весной почти в каждой стране употреблялись раскрашенные яйца, и в Египте ими обменивались как священными символами весной, которая была, есть и всегда будет символом рождения или возрождения - космического и человеческого, небесного и земного. Их подвешивали в египетских храмах, и подобным же образом их и по сей день подвешивают в мусульманских мечетях.


ЯКИН и БОАЗ (Ев.). Каббалистический и масонский символ. Два столба из бронзы (Якин - мужской и белый; Боаз - женский и красный), отлитые Хирамом Абифом из Тиры, называемым "Сыном Вдовы", для предполагаемого Соломонова (масонского) Храма. Якин был символом мудрости (Хокма), второй Сефиры; а Боаз - символом Разума (Бины); храм посреди этих двух рассматривался как Кэтер, венец, Отец-Матерь.


ЯКОБИТЫ. Христианская секта в Сирии в шестом веке (550 г.), представители которой считали, что Христос имел лишь одну природу и что символ веры не был божественного происхождения. Они имели тайные знаки, пароли и торжественное посвящение с мистериями.


ЯКША (Ск.). Класс демонов, которые, в народном индийском фольклоре, пожирают людей. В эзотерической доктрине они просто суть злые (элементальные) воздействия, которые перед взором провидцев и ясновидящих нисходят на людей - когда те открыты к восприятию подобных воздействий - наподобие огненной кометы или падающей звезды.


ЯМА (Санскр.). В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом, у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камолоке). В одном из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и первом, кто ушел в мир блаженства (Дэвачан). Это потому, что Яма есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадеса. Яма представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была сестра-близнец по имени ЯМИ, которая, согласно другому гимну, постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род. Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл, который объясняется в Оккультизме. Как справедливо замечает д-р Мьюир, в "Риг-Веде" - величайшем авторитете по первичным мифам, задающим тон всем темам, лежащим в основе всех последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы таким образом получить согласованность аллегорических показаний, которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие Эзотерическое учение, что в одном из своих мистических значений Яма-Ями является символом двойственного Манаса. Например, Яма-Ями всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие Оккультизм знают, к которым человеческим "принципам" надо относить зеленый и красный цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка" - эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский "повелитель дня", появляясь как символдуха на Востоке, Ями есть царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет множество жен (многих Ями), которые заставляют его пребывать в низшем мире (Патале, Миалбе, и т. д.), и аллегория изображает его с поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхайе, служанке его отца (астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта Буддхи или Алайи). Как сказано в индусских Священных Писаниях, душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое обиталище в низших областях (Камолоке или Гадесе). И там Писец, вестник Кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в обитель Питри (Дэвачан), или нисходит в "ад" (Камолоку), или вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий Эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.


ЯМАБУШИ, или ЯМАБУСИ (Яп.). Секта очень древних и почитаемых мистиков в Японии. Они являются "активными" монахами, и если необходимо - воинами, подобно определенным йогам в Раджпутане и лама в Тибете. Это мистическое братство живет в основном недалеко от Киото и знаменито своими способностями врачевания, как говорится в "Энциклопедии", где это слово переводится как "Братья Отшельники": "Они претендуют на владение магическими искусствами, и живут в убежищах в горах и скалистых отрогах, откуда они выходят, чтобы предсказывать судьбу (?), писать заклинания и продавать амулеты. Они ведут таинственную жизнь и не допускают никого к своим тайнам, кроме как после утомительной и трудной подготовки постом и разновидности сурового гимнастического упражнения" (!!).


ЯМБЛИХ (Гр.). Выдающийся теург, мистик и писатель третьего-четвертого веков, неоплатоник и философ, родившийся в Халке в Кэле-Сирии. Правдивых биографий его никогда не существовало вследствие ненависти христиан; но то, что было собрано о его жизни в отдельных фрагментах из сочинений непредубежденных языческих и независимых писателей, показывает, каким возвышенным и святым был его нравственный облик и сколь велики были его познания. Его можно назвать основателем теургической магии среди неоплатоников и возродителем практических мистерий вне храма или святилища. Сперва его школа отличалась от школ Плотина и Порфирия, которые резко выступали против церемониальной магии и практической теургии, как опасных, хотя позже он убедил Порфирия в ее целесообразности в некоторых случаях, и оба - учитель и ученик - твердо верили в теургию и магию, первая из которых в основе своей является высшим и самым действенным способом общения со своим Высшим Эго посредством астрального тела. Теургия есть благотворная магия, и она становится черной, или темной и злой, лишь тогда, когда ее употребляют для некромантии или в эгоистических целях; но такую черную магию никогда не практиковал ни один теург или философ, имя которого доходило до нас незапятнанным каким-либо злым деянием. Порфирий (который стал наставником Ямблиха по Неоплатонической философии) был столь убежден в этом, что хотя сам и никогда не применял теургию, однако он давал указания по овладению этой священной наукой. Так, в одном из своих сочинений он говорит: "Каждый, кто знаком с природою божественно лучезарных явлений (), знает и то, по какой причине необходимо воздерживаться от всех птиц (и животной пищи), и особенно тому, кто стремится освободиться от земных тревог и утвердиться с небесными богами" (См. Т. Тейлор, "Select Works", с. 159). Кроме того, тот же Порфирий упоминает в своей "Жизни Плотина" о жреце из Египта, который "по просьбе некоего друга Плотина показал ему в храме Изиды в Риме личного даймона этого философа". Другими словами, он произвел теургическое вызывание, с помощью которого египетский Иерофант или индийский Махатма древности мог облечь астральный двойник - свой собственный или любой другой личности - его Высшим Эго, или тем, что Бульвер Литтон называет "Лучезарным Я", Авгоэйдом, и разговаривать с Ним. Именно это Ямблих и многие другие, включая средневековых розенкрейцеров, понимали под объединением с Божеством. Ямблих написал много книг, но лишь немногие из его книг сохранились - среди них "Египетские Мистерии" и трактат "О Демонах", в котором он очень резко возражает против каких-либо сношений с ними. Он был биографом Пифагора и глубоко сведущим в системе последнего, и был знатоком Халдейских Мистерии. Он учил, что Один, или вселенская Монада, есть принцип всеобщего единства, а также и разнообразия, или Однородности и Разнородности; что Дуада, или два ("Принципа"), означает разум, или то, что мы называем Буддхи-Манасом; три - Душу (низший Манас), и т. д. В его учениях много теософического, и его труды о разных видах демонов (элементалов) являются кладезем эзотерического знания для изучающего. Велики были его аскетизм, чистота жизни и справедность. Говорят, что однажды Ямблих левитировал на десять локтей над землей, - что рассказывают и о некоторых современных Йогах и даже о крупных медиумах.


ЯСНА, или YASNA (Пехл.). Третий раздел первой из двух частей "Авесты", Священного Писания зороастрийцев-персов. "Ясна" составлена из литаний того же рода, как и "Висперад" (вторая часть), и из пяти гимнов, или гатх. Эти гатхи являются древнейшими фрагментами зороастрийской литературы, какие известны парсам, так как они написаны на "особом диалекте, более старом, чем обычный язык Авесты" (Дармстетер). (См. "Зенд").


ЯСНОВИДЕНИЕ. Способность видеть внутренним глазом или духовным зрением. В теперешнем употреблении это есть неопределенный и несерьезный термин, включающий в свое значение счастливую догадку по естественной проницательности или интуиции, а также и ту способность, которая была в такой значительной мере проявлена Якобом Беме и Сведенборгом. Настоящее ясновидение означает способность видеть через самую плотную материю (последняя исчезает при желании и перед духовным оком Ясновидца), и независимо от времени (прошлого, настоящего и будущего) или расстояния.


ЯСНОСЛЫШАНИЕ. Способность - или прирожденная, или приобретенная оккультной тренировкой - слышания всего, что сказано на любом расстоянии.


ЯСТРЕБ. Иероглиф и символ Души. Значение его меняется в зависимости от позы этой птицы. Так, лежащий как мертвый, он изображает переходное состояние ларва, или переход от формы одной жизни к другой. Когда крылья его раскрыты, это означает, что умерший воскрес в Аменти и вновь сознательно владеет своей душой. Куколка превратилась в бабочку.


ЯТИ (Ск.). Мера длины в три стопы.


ЯТУ или ЯТУДХАНЫ (Ск.). Разновидность демонов животной формы. Эзотерически, человеческие животные страсти.


ЯХ (Гр.). Египетский целитель, память о котором, согласно Элиану, жила много веков благодаря его чудесным оккультным знаниям. Яху приписывают прекращение эпидемий с помощью лишь определенных окуриваний и исцеление болезней путем вдыхания больными запаха трав.


ЯХВА  АЛХИМ (Ев.). Имя, которое в "Бытии" заменяет слово "Алхим", или Элохим, боги. Оно употребляется в главе I, тогда как в главе II появляется "Господь Бог", или Иегова. В Эзотерической философии и экзотерической традиции Яхва Алхим (Ява Алейм) было титулом главного из тех Иерофантов, которые посвящали в добро и зло этого мира в школе жрецов, известной под названием Коллегии Алеймов в стране Гандунья, или Вавилонии. Предание и молва утверждают, что глава храма Фо-майю, называемый Фо-чжу (учитель буддийского закона) - храма, расположенного в твердынях великой горы Кунь-лунь-сан (между Китаем и Тибетом) - учит раз в три года под деревом, названным Сун-Мин-Шу, или "Древом Знания и (древом) жизни", что есть дерево Бо (Бодхи) Мудрости.


ЯХИН (Ев.). "Еврейскими буквами IKIN, от корня KUN, "основывать", и символическое название одного из столбов в портике Храма Царя Соломона" (У. У. У.).

Второй столб назывался Боазом, и они были, соответственно, белым и черным. Они отвечали нескольким мистическим идеям, согласно одной из которых они представляли двойной Манас, или высшее и низшее Эго; другая же связывала эти два столба в славянском мистицизме с Богом и Чертом, с "Белым" и "Черным" Богом" (См. "Якин и Боаз").


ЯХО (Ев.). Фюрст показывает, что это то же, что греческое Иао. Яхо есть древнесемитское и очень мистическое имя верховного божества, тогда как Я есть более позднее сокращение, которое сначала содержало в себе абстрактный идеал, но под конец стало относиться и связываться с фаллическим символом - лингамом творения. Как Я, так и Яхо были еврейскими "тайными именами", происшедшими от Иао, но халдеи имели Яхо еще до того, как евреи приняли это имя, и у них, как пояснено некоторыми гностиками и неоплатониками, это было высшее постижимое божество, восседающее над семью небесами и представляющее собой Духовный Свет (Атман, вселенский), лучом которого был Ноус, означая как разумного Демиурга Материальной Вселенной, так и Божественный Манас в человеке, оба будучи Духом. Истинным ключом к этому, сообщаемым только Посвященным, было то, что имя Иао было "трехбуквенным и его природа - тайной", как объясняли Иерофанты. Также и финикийцы имели верховное божество, имя которого состояло из трех букв и значения были тайными, оно также было Иао; а И-ха-хо было священным словом в египетских мистериях, которое означало "единое вечное и сокрытое божество" в природе и в человеке; т. е. "вселенская Божественная Мыслеоснова", и человеческий Манас, или высшее Эго

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz