Х - Восьмая буква и придыхательный звук английского алфавита, и восьмая в еврейском. Как латинская буква, она обозначает число 200, а с прибавлением черты (над H) - 200`000; в еврейском алфавите Хет эквивалентна h, соответствует числу восемь и символизируется, согласно Сейфарту, Изгородью и Венерою; родственна и связана с Хе, и поэтому - с отверстием или чревом. Это преимущественно ионическая буква.


ХА (Ск.). Магический слог, употребляемый в священных формулах; он представляет силу Акаша Шакти. Действенность его заключается в ударении на выдохе и созданном звуке.


ХАБРАТ  ЗЕРЕ  АУР  БОКЕР (Ев.). Орден Розенкрейцерского типа, члены которого изучают Каббалу и герметические науки; он допускает членов обоих полов и имеет много степеней обучения. Члены встречаются тайно и само существование этого Ордена обычно неизвестно (У. У. У.).


ХАВА (Ев.). То же, что Ева: "Матерь всего живого"; "Жизнь".


ХАЕ  БИШАТ (Ев.). Зверь в "Зохаре"; Дьявол и Искуситель. Эзотерически - наши низшие животные страсти.


ХАЙ-ЙОТ  ХА  КАДОШ (Ев.). Святые живые существа в видении Иезекиилом Меркабы, или повозки, колесницы. Они суть четыре символических животных, херувимы Иезекиила, а в Зодиаке - Телец, Лев, Скорпион (или Орел) и Водолей, человек.


ХАЙ-Я (Ев.). Один из метафизических "Принципов" человека. Восточные оккультисты делят человека на семь таких принципов; Западные каббалисты, как известно, только на три, а именно: Нэфеш, Руах и Нэшама. Но на самом деле такое деление столь же неопределенно и есть столь же явное сокращение, как и наши "Тело, Душа, Дух". Ибо в "Каббале" Мейера ("Зохар", II, 141, b., Сremona ed., II, fol. 63b, col. 251) указано, что Нэшама, или Дух, имеет три подразделения: "высшим является Ие'хи-да (Атма); средним - Хай-я (Буддхи), а последним и третьим - Нэшама, собственно (Манас)". Затем следует Махшаба, Мысль (низший Манас, или сознательная Личность), в котором и проявляются высшие, составляя, тем самым, четыре; затем следуют Целем, Фантом Образа (Камарупа, при жизни - камический элемент); Д'юк-на, Тень образа (Линга Шарира, Двойник); и Зурат, Прототип, который есть Жизнь - всего семь, даже без Д'мут, Подобия или Сходства, который называется низшим проявлением и есть на самом деле Гуф, или Тело. Теософы Е.S., которые знают о перестановке, проделанной с Атма, и о месте, занимаемом аурическим прототипом, легко поймут, что является настоящими семью, и убедятся, что между делением Принципов восточных оккультистов и истинных восточных каббалистов разницы нет. Не забудем, что ни те, ни другие не могут еще выдать настоящую и конечную классификацию в своих публичных писаниях.


ХАКЕМ. Букв., "Мудрый", грядущий Мессия друзов или "Учеников Хамсы".


ХАКИМ (Араб.). Врач во всех Восточных странах от Малой Азии до Индии.


ХАЛДЕИ,  или  Касдим. Сперва племя, затем каста ученых каббалистов. Они были учеными, магами Вавилонии, астрологами и предсказателями. Знаменитый Хиллел, предшественник Иисуса в философии и этике, был халдеем. Франк в своей "Каббале" указывает на близкое сходство "тайной доктрины", находимой в "Авесте", и религиозной метафизики халдеев.


ХАЛДЕЙСКАЯ  КНИГА  ЧИСЕЛ. Труд, содержащий все, что есть в "Зохаре" Симеона Бен Иохаи, и намного больше. Он должен быть древнее на много столетий и в некотором смысле является его оригиналом, так как содержит все основные принципы, преподанные в еврейских каббалистических сочинениях, но ни единой из их маскировок. Он действительно очень редкий, и, возможно, существуют лишь две или три сохранившиеся копии его, и те в частных руках.


ХАЛДЫ. Древнейшие жители Халдеи, которые сперва поклонялись богу Луны, Дэус Лунус, - этот культ появился у них вместе с большим потоком древнего переселения индусов; а позднее - каста профессиональных астрологов и Посвященных.


ХАМСА (Араб.). Основатель мистической секты друзов Горы Ливан.


ХАМСА  или  ХАНСА (Ск.). "Лебедь или гусь", согласно востоковедам; мистическая птица в Оккультизме, аналогичная Пеликану розенкрейцеров. Священное мистическое название, которое, когда ему предшествует Кала (бесконечное время), т. е. Калаханса, становится именем Парабрахма, означая "Птица вне пространства и времени". Потому Брама (мужской) называется Ханса Вахана, "Колесница Хансы" (Птицы). Эту же мысль мы встречаем в "Зохаре", где Эйн Соф (бесконечное и беспредельное), как сказано, спустилось во вселенную для проявления, используя Адама Кадмона (Человечество) в качестве своей колесницы или проводника.


ХАНГСА (Ск.). Мистический слог, употребляемый для обозначения эволюции, и буквально означающий "я есмь он", или Ахамса.


ХАНСА (Ск.). Согласно "Бхагавата Пуране", название "Единой Касты", когда еще не было множество каст, но, поистине, "одна Веда, одно Божество и одна Каста".


ХАНУМАН (Ск.). Бог обезьян в "Рамаяне"; генералисимус армии Рамы; сын Вайю, бога ветра, и добродетельной демоницы. Хануман был верным союзником Рамы, и своею несравненною смелостью и умом помог Аватару Вишны окончательно сокрушить царя демонов Ланки, Равану, который увез прекрасную Ситу, жену Рамы, - это оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой эпической поэме индусов.


ХАОС (Гр.). Бездна, "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась Богиней Неит, предшествовавшей всем богам. Как говорит Девериа, "единственный Бог, без формы и пола, давший сам себе жизнь, и без оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса, который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии, что придало бы ей возраст - даже по свидетельству укорачивающих сроки востоковедов - приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях - "Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена! ) является философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная Матерь, прототип всех позднейших "Дев"; ибо, как говорит Шарп, "Праздник Сретения - в честь богини Неит - до сих пор отмечен в наших календарях как день Сретения, или Очищения Девы Марии"; а Боржар говорит о "Концепции Непорочности Девы, которая может впредь - так же как и египетская Минерва, таинственная Неит - гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу." Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторение событий, прочтет, кем была Неит 7000 лет тому назад в концепции египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию, слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру - как бы приказом Бога - Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават, и также ведическая Адити и пураническая Акаша, ибо "она есть не только небесный свод, или эфир, но представлена появляющейся в дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа Сикамора" - эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство становится еще более явным, когда мы находим Неит на древних изображениях представленной как Матерь, обнимающая бога с головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит, лучезарную, породившую богов" - включая Солнце, ибо Адити есть матерь Мартанды, Солнца - одного из Адитьев. Она есть Наус, небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских лодок, подобно как Дидону - на носу кораблей финикийских мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию - от Мар, "Море", названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса, объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху (Хаос, или беспорядок), т. е. "просто Хаос Возникновения... и, видимо, также и Мот, изначальная субстанция, которая была матерью всех богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора, так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке, "Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она (Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов. Она - Нерфа этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой, благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков, Один неоплатоников, Всё немецких метафизиков, Анаита Ассирии".


ХАРА (Ск.). Титул бога Шивы.


ХАРИ (Ск.). Титул Вишну, но употребляется также по отношению к другим богам.


ХАРИВАНША (Ск.). Часть "Махабхараты", поэма о генеалогии Вишну, или Хари.


ХАРВИРИ (Ег.). Гор старший; древнее название солнечного бога; восходящее солнце, представленное в виде бога, полулежащего на раскрывшемся лотосе, символе Вселенной.


ХАРИКЕША (Ск.). Название одного из семи лучей Солнца.


ХАРМАХ (Гр.). Египетский Сфинкс, называемый Хар-эм-ху, или "Гор (Солнце) на Горизонте", форма Ра, бога Солнца; эзотерически - воскресший бог. Надпись на табличке гласит: "О благословенный Ра-Хармах! Ты, несомый им с триумфом. Свети, Амун-Ра-Хармах, саморожденный". Храм Сфинкса Мариетт Бей нашел рядом со Сфинксом, недалеко от великой Пирамиды Гизы. Все египтологи сходятся в объявлении Сфинкса и его храма "древнейшими религиозными памятниками мира" - по крайней мере Египта. "Главное помещение", пишет покойный м-р Фюргюссон, "в форме креста, поддерживается столбами, обыкновенными призмами гранита сиенита без основы или капители... никаких скульптур или надписей не найдено на стенах этого храма, ни одного орнамента или символа, ни единого изображения в святилище". Это доказывает огромную древность как Сфинкса, так и храма. "Большой бородатый Сфинкс Пирамид Гизы есть символ Хармаха, то же, что и каждый египетский Фараон, носивший - в надписях - название Живая форма Солнечного Сфинкса на Земле," пишет Бругш Бей. А Ренан напоминает, что "одно время египтяне, как сказано, имели храмы без каких-либо высеченных образов" (Бонвик). Не только египтяне, но и каждый народ на земле начинал с храмов, лишенных идолов и даже символов. Лишь когда память о великих абстрактных истинах и первоначальной Мудрости, преподанной человечеству династиями божественных царей, стерлась, люди должны были прибегнуть к напоминаниям и символизму. В рассказе о Горе в некоторых табличках Эдфу, Руже нашел надпись, свидетельствующую, что этот бог некогда принял "вид человекоголового льва, чтобы добиться превосходства над своим врагом Тифоном. Несомненно, Гору так поклонялись в Леонтополисе. Он есть настоящий Сфинкс. Это объясняет и то, почему иногда можно видеть фигуру льва по обе стороны от Изиды... Он был ее дитем" (Бонвик). И тем не менее, легенда о Хармахе или Хар-эм-ху по-прежнему остается неповеданным миру, также не будет разглашена и этому поколению.


ХАРОН (Гр.). Египетский Ку-эн-уа, ястребо-головый Рулевой барки, переправляющий Души через черные воды, отделяющие жизнь от смерти. Харон, Сын Эреба и Ноксы, является вариантом Ку-эн-уа. Умершие должны были платить обол, небольшую сумму денег, этому неумолимому паромщику Стикса и Ахерона, потому древние всегда клали умершему под язык монету. Этот обычай сохранился вплоть до наших дней, ибо болшинство из низших классов в России кладет медные монеты в гроб под голову умершему для посмертных расходов.


ХАРПОКРАТ (Гр.). Дитя Гор или Ehoou, изображенный с пальцем на губах, солнечным диском над головой и золотыми волосами. Он есть "бог Безмолвия" и Тайны. Также греки и римляне в Европе поклонялись Харпократу как сыну Изиды.


ХАРШАНА (Ск.). Божество, осуществляющее контроль над жертвоприношениями мертвым, или Шарддха.


ХАРЬЯСВЫ (Ск.). Пять и десять тысяч сыновей Дакши, которые вместо того, чтобы заселить мир, как хотел их отец, все стали йогами, по совету таинственного мудреца Нарады, и остались безбрачными. "Они разошлись по странам и не вернулись". Это означает, согласно тайной науке, что все они воплотились в смертных. Это имя дается прирожденным мистикам и давшим обет безбрачия, которые считаются воплощениями "харьясв".


ХАТОР (Ег.). Низший или адский аспект Изиды, соответствующий Гекате греческой мифологии.


ХАТХА  ЙОГА (Ск.). Низшая форма практики Йоги; применяет физические средства для целей духовного саморазвития. Противоположна Раджа Йоге.


ХАХНИР (Сканд.), илиХЕНИР. Один из трех могущественных богов (Один, Хахнир и Лодур), которые, странствуя по земле, нашли на берегу моря две человеческие формы, неподвижные, безмолвные и бесчувственные. Один дал им души, Хахнир - движение и чувства, а Лодур - цветущий вид. Таким путем были созданы люди.


ХВАНУАТА (Мазд.). Название земли, на которой мы живем. Одна из семи Каршвар (Земель), о которых говорится в "Орма Ахр". (См. проф. Дармстетер, Введение к "Вендидаду").


ХВЕРГЕЛЬМИР (Сканд.). Кипящий котел, в котором гибнут души злотворителей.


ХЕБДОМАД (Гр.). Семерка.


ХЕБРОН или Кирджат-Арба. Город Четырех Кабейри, или Кирджат-Арба означает "Град Четырех". Именно в этом городе, согласно легенде, Изарим, или некий посвященный, нашел знаменитую Изумрудную скрижаль на мертвом теле Гермеса.


ХЕЗЕД (Ев.). "Милосердие", называется также Гедула, - четвертый из десяти Сефиротов; мужская или активная сила (У. У. У.).


ХЕМ (Ег.). То же, что Гор. "Бог Хем отомстит за своего отца Озириса", гласит текст папируса.


ХЕМАДРИ (Ск.). Золотая Гора; Меру.


ХЕМЕРА (Гр.). "Свет низших или земных сфер", - так же, как Эфир есть свет высших небесных сфер. Оба родились от Эреба (тьмы) и Нукс (ночи).


ХЕМИ. (Ег.). Древнее наименование Египта.


ХЕПРА (Ег.). Египетский бог, наблюдающий за перерождением и переселением душ. Он изображен со скарабеем вместо головы.


ХЕПТАКИС (Гр.). "Семилучный" халдейских астролатров: то же, что Иао.


ХЕРАНАСИКХА (Синг.). От Херана - "послушник", - Сикха -"закон", или предписание: учебник Наставлений. Сочинение для молодых жрецов, написанное на Элу, или древнесингальском языке.


ХЕРУВИМЫ (Ев.). Согласно каббалистам - группа ангелов, которую они особо связывали с Сефирой Иесод. В христианском учении - орден ангелов, которые являются "стражами". "Бытие" отводит Херувимам охрану потерянного Эдема, и Ветхий Завет часто обращается к ним как к хранителям божественной славы. Два крылатых образа в золоте помещались над Ковчегом Завета; такого же рода огромные фигуры находились в Святая Святых Храма Соломона. Иезекиил описывает их поэтическим языком. Каждый Херувим, по-видимому, был составной фигурой с четырьмя лицами - человека, орла, льва и быка, и, конечно, был крылатым. Паркхурст, под "Cherub", говорит, что это слово произошло от К - частицы, означающей сходство, и RB или RUB, величие, мастер, великолепие, и, таким образом, является образом божества. Многие другие народы уявили подобные фигуры как символы божества, например, египтяне в своих фигурах Сераписа - как описывает Макробий в своей "Saturnalia"; греки имели свою трехглавую Гекату, а романские народы - трехликие образы Дианы - сообщает Овидий, ecce рrocul ternis Hecate variata figuris. Виргилий также описывает ее в четвертой Книге "Энеиды". Порфирий и Евсевий тоже пишут о Прозерпине. Вандалы имели многоголовое божество, называемое Триглавом. У древнегерманских племен был идол Родигаст с человеческим телом и головами быка, орла и человека. У персов - несколько фигур Мифры с человеческим туловищем, львиной головой и четырьмя крыльями. Прибавьте сюда Химеру, Сфинкса Египта, Молоха, Астарту сирийцев, и некоторые фигуры Изиды с рогами Быка и птичьими перьями на голове (У. У. У.).


ХИА (Ев.). Жизнь; Vita, Revivificatio. В Каббале - вторая высшая сущность человеческой души, соответствующая Хокме (Мудрость).


ХИВИМ или Chivim (Ев.). Отсюда название хивитов, которые, согласно некоторым римско-католическим комментаторам, произошли от Хета, сына Ханаана, сына Хама, "проклятого". Брассер де Бурбур, миссионер-переводчик Священного Писания гватемалийцев, "Попол Вух", склоняется к теории, что Хивим Кецо Кохуатля, мексиканского Змеиного Божества, и "потомки Змиев", как они называют себя, идентичны с потомками Хама (!! ), "предком которого является Каин". Во всяком случае, таково заключение, выведенное дэ Муссо, демонологом, из писаний Бурбура. Бурбур намекает на то, что воды рода Вотана, Кецо Кохуатля, являются потомками Хама и Ханаана. "Я есмь Хивим", говорят они. "Так как я Хивим, я принадлежу к великой Расе Драконов. Я сам есмь змий, ибо я - Хивим" ("Cortes", 51). Но Каин аллегорически представлен предком хивитов, Змиев, так как считается, что Каин был первым посвященным в тайну зарождения. "Раса Драконов" или Змиев означает Мудрых Адептов. Названия Хиви или Хивит и Леви - означают "Змий"; и хивиты или племя Змиев Палестины были, подобно всем левитам и офитам Израиля, посвященными Священниками храмов, т. е. оккультистами, каковыми являются также и жрецы Кецо Кохуатля. Гибеониты, которых Иошуа назначил на служение в святилище, были хивитами (См. "Раз. Изида", II, 554).


ХИДРАН (Гр.). Букв., "Креститель". Наименование древнего Иерофанта Мистерий, который проводил кандидата через "Испытание водою", в которую тот погружался трижды. Это было его крещением Святым Духом, витающим над водами Пространства. Павел говорит о Св. Иоанне как о Хидране, Крестителе. Христианская Церковь переняла этот обряд из обрядности Элевзинских и других Мистерий.


ХИИМ (Ев.). Существительное множественного числа -"жизни"; встречается в сложных словах; Элохим Хиим - боги жизней - Паркхурст переводит как "живой Бог"; и Руах Хиим - Дух жизней или жизни (У. У. У.).


ХИКЕТ (Ег.). Богиня-лягушка; один из символов бессмертия и принципа "воды". У ранних христиан церковные лампады имели форму лягушки - в знак того, что крещение в воде вело к бессмертию.


ХИЛЛЕЛ. Крупный вавилонский раввин столетия, предшествовавшего христианской эре. Он был основателем секты фарисеев, ученым и ведшим праведную жизнь человеком.


ХИМАВАТ (Ск.). Олицетворение Гималаев; отец реки Ганг, или Ганги.


ХИМАЧАЛА  ХИМАДРИ (Ск.). Гималайские Горы.


ХИМИЗМ. Название, данное египтологами древнему языку Египта. Также Хами.


ХИНАЯНА (Ск.). "Малая Колесница"; Священные Писания и Школа южных буддистов, противопоставленная Махаяне, "Великой Колеснице", в Тибете. Обе школы мистические. В экзотерическом суеверии также низшая форма перевоплощения.


ХИРАМ  АБИФ. Библейский персонаж; искусный строитель и "Сын Вдовы", которого Царь Соломон взял с собой из Тира для руководства постройкой Храма, и который позднее стал масонским персонажем, героем, вокруг которого разыгрывается вся драма или, вернее, игра масонского Третьего Посвящения. Каббала придает большое значение Хираму Абифу.


ХИРАНЬЯ (Ск.). Лучистое, золотое; употребляется в отношении "Яйца Брамы".


ХИРАНЬЯ  ГАРБХА (Ск.). Лучистое или золотое яйцо или чрево. Эзотерически - лучезарный "огненный туман" или эфирное вещество, из которого была образована Вселенная.


ХИРАНЬЯКАШИПУ (Ск.). Царь Дайтьев, которого уничтожает Вишну - в своем аватаре "человека-льва".


ХИРАНЬЯКША (Ск.). "Златоглазый". Царь и властитель пятой сферы Паталы, подземного мира; бог-змей в индусском пантеоне. Имеет также различные другие значения.


ХИРАНЬЯПУРА (Ск.). Золотой Город.


ХИСИ (Фин.). "Принцип Зла" в "Калевале", эпосе Финляндии.


ХИТАНУТ  УР (Ев.). Хитоны, жреческое одеяние; "покровы из кожи", данные Ява Алеймом Адаму и Еве после их падения.


ХИТОПАДЕША (Ск.). "Добрый Совет". Сочинение, состоящее из собрания этических предписаний, аллегорий и других рассказов из древнего Священного Писания, "Панчатантры".


ХЛЕБ  И  ВИНО. Крещение и Причастие свой прямой источник имеют в языческом Египте. Там употреблялись "воды очищения" (Мифраическая купель для крещения была заимствована персами от египтян), а также хлеб и вино. "Вино в культе Диониса, также как и в христианской религии, представляет ту кровь, которая в разных смыслах есть жизнь мира" (Браун, в "Dionysiak Myth"). Юстин Мученик говорит: "В подражании чему дьявол сделал то же в Мистериях Мифры, ибо вы знаете, или можете знать, что они также употребляют хлеб и чашу воды в жертвоприношениях тех, кто посвящены, и произносят над ней определенные слова" (См. "Святая Вода").


ХЛЕР (Сканд.). Бог моря. Один из трех могущестенных сыновей Инеистого великана, Имира. Этими сыновьями были: Кари, бог воздуха и ветров; Хлер - Моря; и Логи - огня. Они суть Космическая троица древних скандинавов.


ХНУМ (Гр.). То же, что Хнуф и Неф. Символ творящей силы; Хнум или Неф есть, согласно Плутарху, "несотворенное и вечное божество". Он представлен синим (эфир), и со своей головой овна и коброй между рогами может быть принят за Аммона или Хнуфа. Дело в том, что все эти боги являются солнечными и под разными аспектами представляют стадии зарождения и оплодотворения. Их голова овна указывает на это значение, так как овен всегда символизирует порождающую энергию в абстрактном виде, тогда как бык был символом силы и творящей функции. Все были единым богом, свойства которого подвергались индивидуализации и персонификации. Согласно сэру Дж. Уилкинсону, Неф или Хнум был "идеей Духа Божьего", а Бонвик поясняет, что как Ав, "материя" или "плоть", он был криоцефаллическим (овено-головым), носящим на голове солнечный диск, стоящим на Змее Мехене, с гадюкой в левой и крестом - в правой руке, сосредоточившись на функции творения в подземельи (эзотерически - на земле). Каббалисты отождествляют его с Биной, третьей Сефирой из Древа Сефиротов, или "Биной, представленной Божественным именем Иеговы". Если как Хнум-Неф он является индийским Нараяной, Духом Божьим, носящимся над водами пространства, то как Эйхтон или Эфир он держит во рту Яйцо, символ эволюции, и как Ав он есть Шива, Разрушитель и Воссоздатель, ибо, как толкует Девериа: "Его путешествие в низшие сферы, по-видимому, символизирует эволюцию субстанций, которые рождаются для того, чтобы умереть и возродиться". Эзотерически, однако, и как разъяснено Посвященными внутреннего храма, Хнум-Неф был главным образом богом реинкарнации. Одна из надписей гласит: "Я есмь Хнум, Сын Вселенной, 700" - это тайна, имеющая прямое отношение к воплощающемуся Эго.


ХНУМ (Ег.). Великая Глубь, или Первичное Пространство.


ХНУФ (Гр.). Нуф по-египетски. Другой аспект Аммона, и олицетворение его порождающей силы in actu, в то время как Неф - ее же in рotentia. Он также овено-головый. Если в своем аспекте Нефа он есть Святой Дух с творческой мыслеосновой, вынашиваемой в нем, то как Хнуф он является ангелом, "входящим" в Девственную почву и плоть. Молитва на папирусе, переведенная французским египтологом Шаба, гласит: "О Сепуи, Причина существования, создавший свое собственное тело! О единственный Владыка, исходящий из Нума! О божественная субстанция, сотворенная из себя самой! О Бог, создавший субстанцию, имеющуюся в нем! О Бог, сотворивший своего отца и оплодотворивший собственную мать". Это показывает происхождение христианских доктрин Троицы и концепции непорочности. На одном памятнике он представлен сидящим у гончарного круга и лепящим из глины человека. Ему посвящен лист фигового дерева, - этого одного уже достаточно, чтобы доказать, что он является фаллическим богом - эта идея выявлена в надписи: "тот, кто сотворил все, что есть, творец существ, первосущий; повелевший быть всему, что есть". Некоторые усматривают в нем воплощение Аммона-Ра, но он есть сам этот последний в его фаллическом аспекте, ибо, подобно Аммону, он "супруг своей матери", т. е. мужская или оплодотворяющая сторона природы. Его имена варьируются как Хнуф, Нум, Хем и Хнум, или Хнумис. Так как он представляет Демиурга (или Логос) материального, низшего аспекта Мировой Души, он есть Агафодемон, иногда символизированный Змием; а его жена Атор или Маут (Мут, матерь), или Сатэ, "дочь Солнца", несущая стрелу на солнечном луче (луч замысла), является "повелительницей низших частей атмосферы", под созвездиями, в то время как Неит - над звездным небом (См. "Хаос").


ХОА (Ев.). То, из чего исходит Аб, "Отец"; потому - Непроявленный Логос.


ХОД (Ев.). Великолепие, восьмой из десяти Сефиротов, женская пассивная сила (У.У.У.).


ХОДА (Перс.). Название Божества.


ХОЗЯЙКА СИКАМОРА. Титул египетской богини Неит, которую часто изображают появляющейся на дереве и протягивающей с него плод Древа Жизни, а также и Воду Жизни, своим поклонникам.


ХОКМА (Ев.). Мудрость; вторая из десяти Сефиротов, и вторая из высшей Триады. Мужская сила, соответствующая Йоду (I) Тетраграмматона I H V H, или Абу, Отцу (У.У.У.).


ХОЛМ БАБИЛ (Халд., Ев.) Местонахождение храма Бэла в Вавилоне.


ХОН,  или  ХОНСО (Ег.). Сын Маут и Аммона, олицетворение утра. Некоторые считают его Харпократом фиванцев. Подобно Гору, он раздавливает своими ногами крокодила, символ ночи и тьмы, или Себа (Себека), который есть Тифон. Но в надписях к нему обращаются как к "Целителю болезней и изгонящему всякое зло". Он также есть "бог охоты", и сэр Гарднер Уилкинсон хотел бы усмотреть в нем египетского Геркулеса, очевидно потому, что у римлян был бог по имени Конс, который руководил скачками и поэтому назывался "укрывателем тайн". Но последний есть позднейший вариант египетского Хона, который более вероятно является аспектом Гора, так как у него голова ястреба, и он носит кнут и посох Озириса, тат и Крукс ансата.


ХОНИР (Сканд.). Творящий бог, наделивший первого человека разумом и пониманием после того, как этот человек был сотворен им, совместно с Одином и Лодуром, из ясеня.


ХОНОВЕР (Зенд.). Персидский Логос, проявленное Слово.


ХОРХИА (Халд.). Согласно Берозу, то же, что Веста, богиня Домашнего Очага.


ХОТР (Ск.). Символическое название семи чувств, названных в "Анугите" "Семью Жрецами". "Чувства питают огонь разума (т. е. желание) приношениями внешних удовольствий". Оккультный термин, употребляемый метафизически.


ХОХМА (Ев.). См. "Хокма".


ХРЕСТОС (Гр.). Ранняя гностическая форма Христа. Она употреблялась в пятом веке до Р. Х. Эсхилом, Геродотом и другими. Первый упоминает ("Choeрh.", 901) Manteumata рythochresta, или "пророчества, сообщенные богом пифий" через пифию. Хрестерион есть не только "место оракула", но и пожертвование оракулу или для него. Хрестес есть тот, кто разъясняет прорицания, "пророк и предсказатель", а Хрестериос - тот, кто служит оракулу или богу. Самый ранний христианский писатель Юстин Мученик в своей первой "Апологии" называет своих товарищей по религии хрестианами. "Лишь по невежеству люди называют себя христианами вместо хрестиан", говорит Лактантий (кн. IV, гл. VII). Термины Христос (Chrest) и хрестиане (Chrestians), были заимствованы из храмового словаря язычников. В этом словаре Хрестос (Chrestos) означал ученика на испытании, кандидата на иерофантство. Когда он достигал этого, проходя через посвящение, длительные испытания и страдания, и был "помазан" (т. е. "натерт маслом", как Посвященные и даже идолы богов, что было последним штрихом ритуального обряда), его имя изменялось на Христос (Christos), - "очищенный" - на эзотерическом или языке мистерий. В мистическом символизме Христес, или Христос, означало, что "Путь", Тропа уже пройдена и цель достигнута; когда плоды ревностного труда, соединяя личность из бренного праха с неразрушимой Индивидуальностью, преобразили ее этим в бессмертное Эго. "В конце Пути стоит Хрестес", Очиститель, и как только это соединение состоялось, Хрестос, "человек скорби", становился самим Христом. Павел, Посвященный, знал это, и имел в виду именно это, когда, в плохом переводе, в его уста влагаются слова: "Я опять мучаюсь в родах, пока Христос (Christ) не оформится в вас" ("Гал.", IV, 19), правильный перевод которых будет... "до тех пор, пока вы не создадите Христа (Christos) в вас самих". Но профаны, знавшие лишь то, что Хрестес каким-то образом был связан со жрецом и пророком, и ничего не ведавшие о сокровенном значении Христа, настояли - как например Лактантий и Юстин Мученик - на том, чтобы называться хрестианами вместо христиан. Потому каждая добрая личность может найти Христа в своем "внутреннем человеке", как это выражает Павел ("Ефесянам", III, 16617), будь то еврей, мусульманин, индус или христианин. Кеннет Маккензи, похоже, считал, что слово Хрестос было синонимом Сотера, "имени, относимого к божествам, великим царям и героям", означающего "Спаситель" - и он был прав. Ибо, как он добавляет: "оно было излишне отнесено к Иисусу Христу, имя которого Иисус или Иошуа имеет такое же значение. Имя Иисус, фактически, есть скорее почетный титул, чем имя, - настоящее имя Сотера Христианства есть Эммануэль, или Бог с нами ("Матф.", I, 23)... Великие божественные личности у всех народов, представленные как искупляющие или жертвующие собой, наделены тем же титулом" ("R. M. C."). Асклепий (или Эскулап) греков имел титул Сотер.


ХРИМТХУРСЫ (Сканд.). Инеистые Великаны; циклопические строители в "Эдде".


ХРИСТИАНСКИЙ  УЧЕНЫЙ. Недавно созданный термин для обозначения практиков искусства целения волею. Это неправильное определение, так как буддист или еврей, индус или материалист может применять эту новую форму Западной Йоги с равным успехом, если только он в состоянии устремлять и контролировать свою волю с достаточной строгостью. "Ментальные Ученые" - это другая, конкурирующая школа. Они действуют всеобщим отрицанием всех болезней и зол, какие только можно себе представить, силлогически заявляя, что так как Вселенский Дух не может быть подчинен недомоганиям плоти, и каждый атом есть Дух и в Духе, и поскольку, наконец, они - целители и исцеляемые - все поглощаются этим Духом и Божеством, то нет и не может быть такой вещи, как болезнь. Но это никак не предохраняет ни христианских, ни ментальных ученых от заболеваний и ношения хронических болезней в своих собственных телах подобно обычным смертным.


ХТОНИА (Гр.). Хаотическая земля в эллинской космогонии.


ХУАН  ДИ (Кит.). "Великий Дух". Сказано, что Сыновья Его овладели новой мудростью и передали смертным то, что они знали до этого, падением - подобно восставшим ангелам - в "Долину Страдания", которая аллегорически есть наша Земля. Другими словами, они идентичны с "Падшими Ангелами" экзотерических религий, а эзотерически - с перевоплощающимися Эго.


ХУАНЬ (Кит.). Дух. То же, что Атман.


ХУН  ДЕША (Ск.). Местность вокруг озера Мансаравар в Тибете.


ХУБИЛГАН (Монг.). Или Хубилхан. То же, что Хутухту.


ХУБИЛХАН (Монг.), или ШАБРОНГ. В Тибете - имя, даваемое предполагаемым воплощениям Будды. Избранные Святые.


ХУМ (Ег.)  или  НУФ. Душа мира; вариант Хнума.


ХУТУХТУ (Тиб.). Инкарнация Будды или какого-либо Бодхисаттвы, как полагают в Тибете, где обычно имеются пять явных и два тайных Хутухту среди высоких Лам.


ХЭА (Халд.). Бог Глуби и Подземного Мира; некоторые усматривают в нем Эа или Оанна, рыбу-человека, или Дагона.


ХЭАБАНИ (Халд.), Знаменитый астролог при Дворе Издубара, часто упоминаемый во фрагментах ассирийских табличек в связи со сном Издубара, великого вавилонского Царя, или Нимрода, "могущественного охотника перед Господом". После его смерти душа его не могла почевать под землей, и дух Хэабани был воскрешен Меродахом, богом, тело его - возвращено к жизни, а затем он был взят живым, подобно Илии, в сферы Блаженных.


ХЭЛ или  ХЭЛА (Сканд.). Богиня-Царица Страны Мертвых; страшное и загадочное Существо, царящее над глубинами Хэлхейма и Нифелхейма. В более ранней мифологии Хэл была богиней земли, доброй и благожелательной матерью, кормилицей уставших и голодных. Но в более поздних скальдах она стала женским Плутоном, темной Владычицей Царства Теней - той, которая внесла смерть в этот мир, а затем - скорбь.


ХЭЛХЕЙМ (Сканд.). Царство Мертвых в древнескандинавской мифологии. В "Эдде" Хэлхейм окружает Северный Мир Тумана, называемый Нифелхеймом.


ХЭТУ (Ск.). Естественная или физическая причина.
































































































Сайт управляется системой uCoz