Д - И в английском, и в еврейском алфавите четвертая буква, числовое значение которой четыре. Символическое значение Далет в Каббале - "дверь". Это греческая дельта D, от которой произошел мир (символ которого тетрада или число четыре), производя божественные семь. У пифагорейцев Тетрада называлась Гармонией, "потому что это есть диатессарон в сескитертии". У каббалистов божественное имя, связанное с Далет, было Дагул.


ДААТ (Ев.). Знание; "соединение Хокмы и Бины, Мудрости и Понимания; иногда, по ошибке, называется Сефирой" (У. У. У.).


ДАБАР (Ев.). Д (а) Б (а) Р (им), что в халдейской Каббале означает "Слово" и "Слова", Дабар и Логосы (См. "Тайную Доктр.", I, с. 433).


ДАБИСТАН (Перс.) Иран; древняя Персия.


ДАВА (Тиб.). Луна в тибетской астрологии.


ДАВКИНА (Халд.). Жена Хэа, "богиня низших сфер, супруга Глуби", матерь Меродаха, Бэла позднейших времен, и матерь многих речных богов; Хэа есть бог низших сфер, "владыка Моря или бездны", а также владыка  Мудрости.


ДАГ, ДАГОН (Ев.). "Рыба", а также "Мессия". Дагон был халдейский человек-рыба Оанн, таинственное существо, которое ежедневно поднималось из морских глубин, чтобы учить людей всем полезным наукам. Его называли также Аннедот.


ДАГОБА (Ск.) или Ступа. Букв., священный холм или башня для святых реликвий буддистов. Это пирамидальные холмы, рассыпанные по всей Индии и буддийским землям, таким как Цейлон, Бирма, Центральная Азия и т. д. Они разных размеров и обычно содержат какие-то небольшие реликвии Святых или реликвии, якобы принадлежавшие Готаме, Будде. Так как считается, что человеческое тело состоит из 84`000 дхату (органических клеток с определенными жизненными функциями), то Ашока, говорят, построил по этой причине 84`000 дхату-гоп, или Дагоб, в честь каждой клетки тела Будды, каждая из которых стала теперь дхармадхату или священной реликвией. На Цейлоне, в Анурадхапуре, находится Дхату-гопа, которая, как считают, датируется 160-м г. до Р. Х. Теперь их строят пирамидо-образными, но все первоначальные Дагобы имели форму башен с куполом и несколькими чхатрами (зонтиками) над ним. Эйтель утверждает, что над всеми китайскими Дагобами имеются от 7 до 14 чхатр - число, символизирующее человеческое тело.


ДАДУХ (Гр.). Носильщик факела, один из четырех священнослужителей в Элевзинских мистериях. Их было несколько, прикрепленных к храмам, но публично они появлялись лишь во Всеафинских Играх в Афинах, чтобы руководить так называемыми "состязаниями в беге с факелами" (См. Маккензи, "R. M. Cycloрaedia").


ДАЙАНИСИ (Арам.). Бог, которому поклонялись евреи наряду с другими семитами, как "Властителю людей"; Дионис - Солнце; отсюда - Иегова-Нисси, или Иао-Ниси, то же, что и Дио-нис или ИовНиссы. (См. "Раз. Изида", II, 605).


ДАЙВИ-ПРАКРИТИ (Ск.). Предвечный, однородный свет, некоторыми индийскими оккультистами назван "Светом Логоса" (см. Т. Субба Роу, В. А., L. L. B., "Notes on the Bhagavat Gita"); при дифференциации этот свет становится Фохатом.


ДАЙТЬИ (Ск.). Великаны, Титаны, а экзотерически - демоны, но на самом деле идентичны с определенными Асурами, разумные боги, противники бесполезных богов ритуализма и враги пуджи, жертвоприношений.


ДАЙТЬЯ ГУРУ (Ск.). Учитель великанов Дайтьев. Аллегорически - это имя, данное планете Венере-Люциферу или, вернее, ее непокидающему (indwelling) Владыке, Шукpе, мужскому божеству (См. "Тайн. Доктр.", II, с. 42).


ДАЙЮС,  или  ДЬЯУС (Ск.). Ведийский термин. Непроявленное Божество, или то, что Проявляется лишь как свет и светлый день - метафорически.


ДАКИНИ (Ск.). Женские демоны, вампиры и кровопийцы (асра-пас). В Пуранах они прислуживают богине Кали и питаются человеческим мясом. Один из видов злых "Элементалов".


ДАКТИЛЫ (Гр.). От Dartulos, "палец". Название, данное фригийским Иерофантам Кибелы, которые считались величайшими магами и заклинателями. Их было пять или десять: вследствие пяти пальцев одной руки - благословляющей, и десяти пальцев обеих рук - при вызывании богов. Они также исцеляли наложением рук или месмеризмом.


ДАКША (Ск.). Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но "Риг-Веда" утверждает, что "Дакша произошел от Адити, а Адити - от Дакши"; это доказывает, что он является олицетворением всесвязующей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо, очень смущены и не знают, что с ним делать, но Рот ближе к истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть духовная сила и в то же время - мужская энергия, порождающая богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как само собой разумеющееся, антропоморфизируют эту идею и изображают Дакшу устанавливающим "половые сношения на этой земле" после испробования всех других средств произведения потомства. Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, на наиболее материальном конце своей эволюции производящей Силой на физическом плане; и до сих пор эта Пураническая аллегория правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ произведения потомства начался в конце третьей Коренной Расы.


ДАЛАДА (Ск.). Очень ценная реликвия Готамы Будды, а именно, как полагают, оставленный им собачий зуб, хранившийся в большом храме в Канди, Цейлон. К несчастью, та реликвия, которую показывают, не настоящая. Последняя надежно спрятана вот уже несколько сот лет, после позорной фанатичной попытки португальцев (тогдашних правителей Цейлона) украсть его и избавиться от подлинной реликвии. То, что показывают теперь вместо настоящей вещи, есть чудовищный зуб какого-то животного.


ДАМА (Ск.). Обуздание чувств.


ДАМБУЛЛА (Ск.). Название большой скалы на Цейлоне. Она поднимается примерно на 400 футов над уровнем моря. Верхняя часть ее разрыта, и в этой цельной скале вырублено несколько больших пещерных храмов, или вихар - все они дохристианского периода. Они считаются наиболее хорошо сохранившимися древностями острова. Северная сторона скалы вертикальная и совсем недоступна, но на южной стороне, примерно 150 футов от вершины, большой выступающей гранитной глыбе придан вид платформы с рядом просторных пещерных храмов, высеченных в окружающих стенах - очевидно, с огромной затратой труда и денег. Среди многих можно выделить две вихары: Маха Раджа Вихару, 172 фута длиной и 75 шириной, в которой имеется свыше пятидесяти статуй Будды, большинство из которых больше натуральной величины, и все сделаны из цельного камня. У основания центральной пагоды выкопан колодец, и из источника в скале туда постоянно стекает прекрасная чистая вода, которая сохраняется для священных целей. Во второй, Маха Девие Вихаре, можно увидеть гигантскую статую мертвого Готамы Будды, 47 футов длиной, возлежащего на ложе и подушке, высеченных, как и все остальное, из цельного камня."Этот длинный узкий и темный храм, поза и спокойное выражение Будды, вместе с тишиною помещения, стремятся поразить зрителя мыслью, что он находится в покоях смерти. Жрец утверждает, что таким был Будда и такими были те (у его ног стоит сопровождающий), кто присутствовал при последних моментах его смерти" (Харди, "East. Monachism"). Вид с Дамбуллы величественный. На большой каменной площадке, которая, видимо, чаще посещается весьма умными прирученными белыми обезьянами, чем монахами, стоит высокое Дерево Бо, один из многочисленных побегов первого Дерева Бо, под которым Владыка Сиддхарта достиг Нирваны. "Примерно 50 футов от вершины находится водоем, который, как утверждают жрецы, никогда не стоит без воды". ("The Ceylon Almanac", 1834).


ДАНА (Ск.). Раздача милостыни нищим, букв., "милосердие", первая из шести Парамит в Буддизме.


ДАНАВЫ (Ск.). Почти то же, что Дайтьи; великаны и демоны, противники ритуалистических богов.


ДАНГМА (Ск.). В Эзотеризме - очищенная Душа. Ясновидец и Посвященный; тот, кто достиг совершенной мудрости.


ДАО (Кит.). Название философии  Лао-цзи.


ДАО-ДЕ-ЦЗИН (Кит.). Букв., "Книга о Совершенстве Природы", написанная великим философом Лао-цзи. Это своего рода Космогония, включающая все основные доктрины Эзотерического Космогенезиса. Так, он говорит, что в начале не было ничего, одно только беспредельное и бесконечное Пространство. Все, что живет и существует, было рождено в нем, от "Принципа, который существует Сам по Себе, развивая Себя из Себя", т. е. от Свабхавата. Так как имя его неизвестно и сущность непостижима, философы назвали это Дао (Анима Мунди), несотворенная, нерожденная и вечная энергия природы, проявляющаяся периодически. Природа, также как и человек, когда достигает чистоты, достигает и покоя, и тогда все становится единым с Дао, что есть источник всего блаженства и счастья. Как в индусской и буддийской философии, подобная чистота и блаженство, и бессмертие может быть достигнуто лишь через осуществление добродетели и абсолютного спокойствия нашего земного духа; человеческий ум должен управлять и, в конце концов, побороть и даже уничтожить бурную деятельность физической природы человека; и чем раньше он достигнет необходимой степени нравственной чистоты, тем счастливее он будет себя чувствовать (См. "Annales du Musee Guinet", тт. XI и XII; д-р Грут, "Etudes sur la Religion des Chinois"). Как выразился известный китаист Потье: "Человеческая Мудрость никогда не применяла язык более святой и глубокий".


ДАОС (Халд.). Седьмой Царь (Пастырь) божественной Династии, правившей вавилонянами на протяжении десяти саросов, или 36`000 лет, поскольку один сарос длится 3`600 лет. В течение этого времени появились четверо Аннедотов, или Людей-рыб (Дагоны).


ДАРАСТА (Ск.). Церемониальная  магия, практикуемая племенами центральной Индии, особенно коларианами.


ДАРДАН (Гр.). Сын Юпитера и Электры, который получил богов  Кабейри в качестве приданого, и увез их в Самофракию, где им поклонялись задолго до того, как этот герой заложил основания Трои, и прежде чем что-либо было слышно о Тире и Сидоне, хотя Тир и был построен за 2760 лет до Р. Х. (Подробней см. под "Кабири").


ДАРХА (Ск.). Родовые духи колаpиан.


ДАРШАНЫ (Ск.). Школы индийской философии, которых в общей сложности шесть; Шад-даршаны или шесть демонстраций.


ДАХЕ-ДАХУС (Халд.). Двойственная эманация Мумиса, потомство двоякого или андрогинного Мирового Принципа, мужского Апасон и женской Тауте. Подобно всем теократическим народам, имевшим Храмовые мистерии, вавилоняне никогда не упоминали "Единый" Принцип во Вселенной, и не давали ему наименования. Это побудило Дамаския ("Теогонии") отметить, что, подобно остальным "варварам", вавилоняне обошли его молчанием. Тауте была матерью богов, тогда как Апасон был ее самопорождающей мужской силой; Мумис, идеальная вселенная, является ее единородным сыном, и он, в свою очередь, эманирует Дахе-Дахус и, наконец, Бэла, Демиурга объективной Вселенной.


ДАША-СИЛ (Пали.). Десять обязательств или заповедей, исполняемых и обязательных для жрецов Будды; пять обязательств, или Пансил, исполняются мирянами.


ДВАПАРА ЮГА (Ск.). Третья из "Четырех Эпох" в индусской Философии; или вторая эпоха, если считать снизу.


ДВЕША (Ск.). Гнев. Одно из трех основных состояний ума (которых перечислено 63); они суть: Рага - страсть или пагубное желание, Двеша - гнев, частью которого является ненависть, и Моха - незнание истины. Этих трех следует постоянно избегать.


ДВИДЖА (Ск.). "Дважды-рожденный". В старые времена этот термин относили лишь к посвященным  браминам, но сейчас его употребляют по отношению к каждому человеку, принадлежащему к первой из четырех каст, прошедшему определенный обряд.


ДВИДЖАБРАМИН (Ск.) Наделение священной нитью, котоpое тепеpь составляет "втоpое pождение". Даже шудpа, pешивший заплатить за эту честь, становится - после обpяда пpопускания чеpез сеpебpяную или золотую коpову - двиджа.


ДВИПА (Ск.). Остров или континент. Индусы имеют семь таких (Саптадвипа), буддисты - только четыре. Это последствие неправильно понятого намека Владыки Будды, который, употребляя этот термин метафорически, относил слово двипа к расам людей. Четыре Коренные расы, предшествовавшие нашей пятой, были сравнены Сиддхартой с четырьмя континентами или островами, заполнявшими океан рождения и смерти - Самсару.


ДВОЙНИК. То же, что "Астральное тело" или "Допелгенгер".


ДВОЙНОЙ  ОБРАЗ. Название, употребляемое еврейскими каббалистами для обозначения Двойного Эго, называемого соответственно: Высшим, Метатроном, и Низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически как два нераздельных спутника человека во всей его жизни: один является его Ангелом-Хранителем, другой - Злым Демоном.


ДЕВЯТЬ. "Каббала  Девяти Покоев" есть разновидность тайного зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия, - особенно она принята некоторыми степенями франкмасонов. Рисуется фигура из двух горизонтальных параллельных линий и двух вертикальных параллельных линий поперек их, это образует девять покоев, центральный является простым квадратом, остальные - двух- или трехсторонними фигурами, - они отводятся для нескольких букв в любом порядке, о котором уславливаются. Существует также и каббалистическое соответствие между десятью  Сефиротами и этими девятью покоями, но оно не опубликовано. (У. У. У.).


ДЕИСТ. Тот, кто принимает существование бога или богов, но считает, что ничего не знает о них, и отрицает откровение. Вольнодумец древних времен.


ДЕИ  ТЕРМИНИ (Лат.). Название столбов с головами людей, представляющих Гермеса, поставленных на перепутьях древними греками и римлянами. Также общее название божеств, сторожащих границы и пределы.


ДЕМЕТРА. Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь ее праздновались Элевзинские Мистерии.


ДЕМИУРГ (Гр.). Демиург или Строитель; Божественная Сила, которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший Архитектор" франкмассонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос, или "второй бог" Платона, - второй логос представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.


ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ  РАЗУМ. То же, что "Вселенский Разум". Махат, первое "создание" Брамы, или сам он.


ДЕМОН (Гр.). В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях он имел значение, идентичное с "богом", "ангелом" или "гением". Демон Сократа есть нетленная часть человека, или, вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноус или разумным божественным Эго. Во всяком случае, Демон (или Даймон) этого великого Мудреца конечно же не был демоном христианского Ада или христианского ортодоксального богословия. Это название древнее, и в особенности - философы Александрийской школы, давали духам всех родов, как добрым, так и злым, человеческим и иного рода. Это название часто есть синоним наименованиям боги или ангелы. Но некоторые философы старались, с хорошим к тому основанием, делать справедливое различие между многими классами.


ДЕМОНОЛОГИЯ (Гр.). Трактаты или рассуждения о Демонах, или Богах в их темных аспектах.


ДЕМОНЫ. Согласно Каббале, демоны обитают в мире Ассия, мире материи и "оболочек" умерших. Они суть Клипоты. Существуют Семь Адов, демонические обитатели которых представляют олицетворенные пороки. Их князем является Самаэль, его женской спутницей - Ишет Зенуним: жена блуда, - рассматривая в едином аспекте, их называют "Зверем", Хивой (У. У. У.).


ДЕМОН  ЭСТ  ДЕУС  ИНВЕРСУС (Лат.). Каббалистическая аксиома; букв., "дьявол есть обратное бога"; что означает, что не существует ни зла, ни добра, но что те силы, которые создают одно, творят и другое - в соответствии с природой материалов, на которые они воздействуют.


ДЕМРУШ (Перс.). Великан в мифологии древнего Ирана.


ДЕНАМ (Пахлави.). Букв., "Знание", принцип понимания в человеке, разумная Душа, или Манас, согласно "Авесте".


ДЕНИ, Ангора. "Парижский врач, астролог и алхимик ХIV столетия" ("R. M. C.").


ДЕНЬ БРАМЫ. Период в 2`160`000`000 лет, во время которого Брама, выйдя из своего золотого яйца (Хираньягарбха), создает и формирует материальный мир (будучи просто удобряющей и творящей силой в Природе). После этого периода, с уничтожением миров по очереди огнем и водою, он исчезает вместе с объективной природой, и тогда наступает Ночь Брамы.


ДЕОНА  МАТИ. В коларианском диалекте - изгоняющий злых духов.


ДЕРВИШ. Мусульманский аскет - турок или перс. Бродячий, странствующий монах. Все же дервиши иногда живут в общинах. Их часто называют "кружащимися чародеями". За исключением аскетизма, молитвы и созерцания, турецкий, египетский или арабский поборник представляет лишь малое сходство с индусским факиром, также мусульманином. Первый может стать святым нищенствующим монахом; последний же никогда не поднимается выше своего второго класса оккультных проявлений. Дервиш также может быть сильным месмеризатором, но он никогда не подвергнет себя добровольно отвратительным и почти невероятным самоистязаниям, которые факир изобретает для себя со все время нарастающей алчностью до тех пор, пока природа не выдерживает, и он умирает в медленных и терзающих мучениях. Ужаснейшие деяния, такие как сдирание кожи с живого; отрезание пальцев ног, ступни и ног; вырывание глаз и зарывание себя живым по подбородок в землю и пребывание целыми месяцами в таком состоянии, кажутся детской игрой для них. Дервиша не следует путать с индусским санньяси и йогом.


ДЕСАТИР. Очень древнее персидское сочинение под названием "Книга Шет". Она говорит о тринадцати Зороастрах и является очень мистической.


ДЕСЯТЬ ПИФАГОРЕЙСКИХ  ДОБРОДЕТЕЛЕЙ. Добродетели Посвящения и т. д., обязательные перед принятием. Они тождественны добродетелям, предписанным Ману, и буддийским Парамитам Совершенства.


ДЖАБАЛЫ (Ск.). Изучающие мистическую часть Белой "Яджур Веды".


ДЖАВИДАН  ХИРАД (Перс.). Сочинение по этическим предписаниям.


ДЖАГАДДАХТРИ (Ск.). Субстанция; имя "кормилицы мира", обозначение силы, которая перенесла Кришну и его брата Балараму в чрево Дэваки, их матери. Одно из имен Сарасвати и Дурги.


ДЖАГАД-ИОНИ (Ск.). Утроба мира; пространство.


ДЖАГАН-НАТХА (Ск.). Букв., "Владыка Мира", титул Вишну. Большое изображение Джаган-натха на его колеснице, обыкновенно произносится и пишется Джагернатх. Это идол Вишну-Кришны. Пури, недалеко от города Куттак в Ориссе, является крупным центром поклонения ему, и дважды в год бесчисленное множество паломников участвуют в празднествах Шнана-ятра и Ратха-ятра. Во время первого изображение омывается, а во время второго - помещается на колесницу между идолами Баларамы, брата, и Субхадры, сестры Кришны, и эту огромную колесницу тянут приверженцы, принимающие за счастье быть раздавленными ею насмерть.


ДЖАГАТ (Ск.). Вселенная.


ДЖАГРАТА (Ск.). Состояние бодрствования в отношении сознания. Когда оно упомянуто в философии  Йоги, Джаграта авастха означает состояние бодрствования, одно из четырех состояний Пранавы в аскетических упражнениях, применяемых йогами.


ДЖАДУ (Индусск.). Колдовство, черная магия, чародейство.


ДЖАДУГАР (Индусск.). Колдун, или Чародей.


ДЖАЙИ (Ск.). Двенадцать великих богов в "Пуранах", которые отказались сотворить человека и потому были прокляты Брамой на повторные рождения "в каждой Манвантаре (расы) вплоть до седьмой". Иная форма или аспект перевоплощающихся Эго.


ДЖАЙМИНИ (Ск.). Великий мудрец, ученик Въясы, проповедник и учитель Сама Веды, которую, как утверждается, он получил от своего Гуру. Он является также знаменитым основателем и писателем по философии Пурва Миманса.


ДЖАЙНЫ (Ск.). Крупное религиозное объединение в Индии, близко напоминающее Буддизм, но предшествовавшее ему на много столетий. Они заявляют, что Готама Будда, был учеником одного из их Тиртханкар, или Святых. Они не признают авторитета Вед и существования какого-либо личного высшего бога, но верят в вечность материи, периодичность вселенной и бессмертие умов (Манас) людей, также как и животных. Крайне мистическая секта.


ДЖАЛАРУПА (Ск.). Букв., "тело или форма воды". Одно из названий Макара (знак Козерога). Это один из самых оккультных и таинственных знаков Зодиака; он изображен на знамени Камы, бога любви, и связан с нашими бессмертными Эго (См. "Тайная Доктрина").


ДЖАМБУ ДВИПА (Ск.). Одно из главных подразделений земного шара в пуранической системе. Оно включает Индию. Некоторые утверждают, что это был континент, другие - остров или один из семи островов (Саптадвипа). Это есть "владение Вишну". В его астрономическом и мистическом смысле это есть название нашего земного шара, отделенного планом объективности от шести других глобусов нашей планетной цепи.


ДЖАНАКА (Ск.). Один из Царей Митхилы из Солнечной расы. Он был великим царствующим мудрецом и жил за двадцать поколений до Джанаки отца Ситы, который был Царем в Видехе.


ДЖАНА-ЛОКА (Ск.). Мир, в котором, как полагают, обитают Муни (Святые) после их телесной смерти (см. "Пураны"). Также область на земле.


ДЖАНАРДДАНА (Ск.). Букв., "обожаемый человечеством", титул Кришны.


ДЖАПА (Ск.). Мистическое упражнение некоторых йогов. Оно заключается в повторении различных магических формул и мантр.


ДЖАРА (Ск.). "Старость". Аллегорическое имя охотника, который по ошибке убил Кришну; имя, являющее большую изобретательность браминов и символический характер мировых Священных Писаний вообще. Как правильно говорит д-р Крусефикс, масон высокого ранга, "для охранения оккультного мистицизма своего ордена от всех за исключением своего класса, жрецы изобрели символы и иероглифы для олицетворения великих истин".


ДЖАТАЮ (Ск.). Сын Гаруды. Гаруда есть большой цикл, или Махакальпа, символизированный гигантской птицей, служившей конем Вишну и другим богам, когда относился к пространству и времени. В "Рамаяне" Джатаю назван "Царем крылатого племени". За то, что он защищал Ситу, похищенную Раваной, царем великанов  Ланки, он был убит им. Джатаю называют также "царем грифов".


ДЖАТИ (Ск.). Одна из двенадцати "Нидан"; причина и следствие в способе рождения, осуществляющегося соответственно с "Чатур Йони", когда в каждом случае существо, человек либо животное, помещается на один из шести (эзотерически - семи) Гати или путей чувствующего существования, которыми экзотерически, считая сверху вниз, являются:
ДЖАХНАВИ (Ск.). Название Ганги или pеки Ганг.


ДЖЕБАЛ  ДЬЮДИ (Араб.). "Гора Потопа" в арабских легендах. То же, что Арарат и вавилонская Гора Низир, к которой причалил Ксизутр со своим ковчегом.


ДЖИВА (Ск.). Жизнь, как Абсолют; также Монада или "Атма-Буддхи".


ДЖИВАНМУКТА (Ск.). Адепт или йог, достигший высшей степени святости и отделившийся от материи, Махатма или Нирвани, "существующий в блаженстве" и свободе. В сущности - тот, кто во время жизни достиг Нирваны.


ДЖИВАТМА (Ск.). Вообще - Единая всеобщая жизнь; но также божественный Дух в Человеке.


ДЖИГТЕН  ГОНПО (Тиб.). Имя Авалокитешвары, или Ченрези-Падмапани, "Защитника от Зла".


ДЖИН (Араб.). Элементалы; Духи Природы; Гении. Джинов (Djins или Jins) очень боятся в Египте, Персии и других местах.


ДЖИШНУ (Ск.). "Вождь Небесного Войска", титул Индры, который в Войне Богов с Асурами руководил "воинством дэвов". Он есть "Михаил, предводитель Архангелов" Индии.


ДЖНАНА (Ск.), или JNANA. Букв., Знание; эзотерически - "высшее или божественное знание, приобретенное посредством Йоги". Пишется также Gnyana.


ДЖНАНАМ (Ск.). То же, что и "Жнана" и т. д., также "Джхана".


ДЖНАНА  ШАКТИ (Ск.). Сила разума.


ДЖНАНЕНДРИИ (Ск.). Пять проводников знания.


ДЖХАНА (Ск.). или Джнана. Знание; Оккультная Мудрость.


ДЖХАНА БХАСКАРА (Ск.). Сочинение об Асурамае, астрономе и маге  Атлантиды, и другие доисторические легенды.


ДЖЬЁТИША (Ск.). Астрономия и Астрология; одна из Веданг.


ДЖЬЁТИШАМ  ДЖЬЁЧ (Ск.). "Свет светов", Высший Дух, названный так в "Упанишадах".


ДЖЬЁТСНА (Ск.). Утренняя Заря; одно из тел, принятых Брамой; утренние сумерки.


ДЗИН или Дзиан (Тиб.). Пишется также Дзэн. Искажение санскритского слова Дхиан и Джнана (или фонетически - жньяна) - Мудрость, божественное знание. По-тибетски учение называется дзин.


ДИАКИ. Оккультисты и теософы называют их "призраками" и "оболочками", т. е. фантомами из Кама Локи. Слово придумано крупным американским ясновидцем, Эндрю Джексоном Дэвисом, для обозначения тех, кого он считает ненадежными "Духами". По его словам: "Диака из Самерлэнда" - это тот, кто находит ненормальное удовольствие в притворстве, в обмане, в персонификации противоположных характеров; для которого молитва и вульгарность - равноценны; объятый страстью к лирическим рассказам;... морально несовершенный, он лишен активных чувств справедливости, филантропии или чуткой привязанности. Он понятия не имеет о том, что люди называют чувством благодарности; крайности ненависти и любви - одно и то же для него; девиз его часто ужасен и страшен для других - личное Эго есть суть личной жизни, а экзальтированное уничтожение - конец всякой личной жизни. Только вчера один из них, именуя себя Сведенборгом, сказал женщине-медиуму следующее: Все, что есть, было, будет или может быть - то ЕСМЬ Я, а личная жизнь есть лишь совокупность иллюзий мыслящих трепещущих людишек, несущихся в своем восхождении к центральному сердцу вечной смерти! ("The Diakka and their Victims"; "Разъяснение Ложного и Отталкивающего в Спиритуализме"). Эти "диаки" тогда просто суть сообщающиеся и материализующиеся так называемые "Духи" медиумов и спиритуалистов.


ДИАНОЙА (Гр.). То же, что Логос. Вечный источник мысли, "божественная мыслеоснова", которая есть корень всех мыслей. (См. "Эннойа").


ДИВЬЯСРОТРА (Ск.). Букв., "небесное Ухо" или божественный слух. Вторая "Абхиджна", или Способность понимать язык или звук, произнесенный любым живым существом на Земле.


ДИВЬЯЧАКШУС (Ск.). Букв., "небесное Око" или божественное зрение, восприятие. Это - первая из шести "Абхиджн"; йогической практикой развитая способность постигать любой объект во вселенной, на любом расстоянии.


ДИГАМБАРА (Ск.). Нагой нищенствующий монах. "Букв., "одетый Пространством". Имя Шивы в его аспекте Рудры, Йога.


ДИДОНА,  или  ЭЛИССА.  Астарта; Дева Моря - которая раздавливает своей ногой Дракона. Покровительница финикийских моряков. Царица Карфагена, которая, по Вергилию, влюбилась в Энея.


ДИИ  МИНОРЕС (Лат.). Низшая или "отраженная" группа "двенадцати богов", или Дии Мажорес, описанных Цицероном в "De Natura Deorum", 1, 13.


ДИК (Ск.). Пространство, Пустота.


ДИКТАМНОН (Гр.), или DICTAMNUS (ясенец белый). Странное растение, имеющее очень оккультные и мистические свойства, известное с древних времен. Оно было посвящено Богиням Луны - Луне, Астарте, Диане. Критское название Дианы было Диктинна, и, как таковая, эта богиня носила венок, сплетенный из этого магического растения. Диктамнон - вечнозеленый куст, контакт с которым, как утверждается в Оккультизме, развивает и в то же время лечит сомнамбулизм. Смешанный с вербеной, он вызовет ясновидение и экстаз. Фармакология приписывает диктамнону сильно успокаивающие и снотворные свойства. Он растет в изобилии на горе Дикт на Крите и используется во многих магических актах, к которым критяне прибегают и по сей день.


ДИКША (Ск.). Посвящение. ДИКШИТ - Посвященный.


ДИНАСТИИ. В Индии их две: Лунная и Солнечная, или Сомаванша (см. Чандраванша) и Сурьяванша. В Халдее и Египте тоже было два различных рода династий, божественные и человеческие. В обеих странах люди управлялись в начале времен Династиями Богов. В Халдее они правили сто двадцать Сари, или всего - 432`000 лет, - это равняется таким же числам, как в Махаюге индусов в 4`320`000 лет. В хронологии, предваряющей "Книгу Бытия" (английский перевод), указано - "Год 4004 до рождения Христа". Но эти цифры даны в солнечных годах. В еврейском оригинале, который придерживается лунного исчисления, эти числа даны как 4`320 лет. Это "совпадение" подробно разъяснено в Оккультизме.


ДИНГИР и МУЛ-ЛИЛ (Аккад.). Боги-Творцы.


ДИНУР (Ев.). В каббалистической аллегории - Река Огня, пламя которой сжигает Души преступников.


ДИОНИС (Гр.). Демиург, который, подобно Озирису, был убит Титанами и расчленен на четырнадцать частей. Он был олицетворением Солнца или, как говорит автор "Great Dionysiak Myth": "Он есть Фанес, дух материальной видимости; великан-циклоп Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила прорастания, все пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы...". Дионис родился в Нисе или Нисси - так евреи называли Гору Синай ("Исход", XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно идентифицирует их обоих с "Иеговой Нисси". (См. "Раз. Изида", II, 193, 605).


ДИОСКУРЫ (Гр.). Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводились спартанцами с большим весельем.


ДИПАМКАРА (Ск.). Букв., "Будда постоянного света", предшественник Готамы Будды.


ДИПЛОТЕРАТОЛОГИЯ (Гр.). Создание смешанных Чудовищ; сокращенно тератология.


ДИС (Гр.). В Теогонии Дамаския то же, что Протогонос, "первородный свет", названный этим автором "распределителем всех вещей".


ДИСЫ (Сканд.). Позднейшее название божественных женщин, именуемых в "Эдде" валькириями, норнами и т. п.


ДОДЕКАЭДР (Гр.). Согласно Платону, Вселенная построена "первородным" на основе геометрической фигуры Додекаэдра (См. "Тимей").


ДОДОНА (Гр.). Древний город в Фессалии, знаменитый своим Храмом Юпитера и его оракулами. Согласно древним легендам, этот город был основан голубем.


ДОКЕТЫ (Гр.). Букв., "Иллюзионисты". Название, данное ортодоксальными христианами тем гностикам, которые считали, что Христос не умер и не мог умереть на самом деле, и что если это произошло, то является лишь иллюзией, которую они объясняли разными способами.


ДОНАР (Сканд.), или ТУНАР, ТОР. На Севере - Бог Грома. Он был Юпитером Тонанс Скандинавии. Подобно тому, как дуб был посвящен Юпитеру, он был посвящен и Тору, и его алтари находились под дубами. Тор, или Донар, был потомком Одина, "всемогущего Бога Небесного", и Матери Земли.


ДОНДАМ-ПАЙ-ДЕН-ПА (Тиб.). То же, что санскритский термин Парамартха  сатья, или "абсолютная истина", высшее духовное самосознание и восприятие, божественное самосознание, очень мистический термин.


ДОПЕЛГЕНГЕР (Нем.). Синоним "Двойника" и "Астрального тела" на оккультном языке.


ДОРДЖЕСЕМПА (Тиб.). "Алмазная  Душа", одно из имен небесного  Будды.


ДОРДЖЕШАНГ (Тиб.). Титул Будды в его высшем аспекте; название верховного Будды; также ДОРДЖЕ.


ДРАВИДЫ. Группа племен, населяющих Южную Индию; аборигены.


ДРАВЬЯ (Ск.). Материя (метафизическая).


ДРАГОЦЕННЫЕ  КАМНИ. Три. В Южном Буддизме это священные книги Будды и община монахов. В Северном  Буддизме и в его тайных школах - Будда, его священные учения и Нарджолы (Будды Сострадания).


ДРАКОН (Гр.) или  ДРАГОН. Теперь считается "мифическим" чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т. п., как геральдический грифон, и Дьявол, умертвляемый Св. Георгием, и др. На самом деле - вымершее допотопное чудовище. В вавилонских древностях к нему обращаются как к "чешуйчатому", и на многих геммах связывают его с Тиамат, морем. "Дракон Моря" упомянут неоднократно. В Египте это есть звезда Дракона (тогда - Северная Полярная Звезда), источник связи почти всех богов с Драконом. Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигур и Фафнир, и наконец - Св. Георгий и Дракон, представляют одно и то же. Все они были солнечными богами, и там, где мы находим Солнце, там и Дракон, символ Мудрости - Тот-Гермес. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя "Сынами Змия-Бога" и "Сынами Дракона". "Я Змий, я Друид", восклицал друид кельто-британских областей, ибо и Змий, и Дракон были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения. Как змея сбрасывает свою старую кожу лишь для того, чтобы появиться в новой, так и бессмертное Эго сбрасывает одну личность лишь для того, чтобы принять другую.


ДРАКОНТИИ (Гр.). Храмы, посвященные Дракону, эмблеме Солнца, символу Божества, Жизни и Мудрости. Египетский Карнак, Карнак в Бретани, Стоунхендж являются всем известными драконтиями.


ДРАУПНИР (Сканд.). Золотой браслет Уодана или Одина, парный предмет с копьем Гунгнира, которое он держит в своей правой руке; оба наделены замечательными магическими свойствами.


ДРЕВА  ЖИЗНИ. С самой далекой древности деревья были связаны с богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел свое священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное дерево Индии, обиталище Питри (по существу, элементалов) низшего класса, стало деревом Бо, или ficus religiosa, буддистов во всем мире, так как Готама Будда достиг высшего знания и Нирваны именно под этим деревом. Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у скандинавов. Баньян - символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной - Духа, Души, Материи. Черный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и ее шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий; священными были также сикамор, тамариск, пальма и виноградная лоза. Сикамор был Древом Жизни в Египте, и также в Ассирии. Он был посвящен Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же самом месте, он посвящен Деве Марии. Сок его был драгоценнам благодаря качеству его оккультных сил, также как Сома у браминов, и Хаома у персов. "Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие". Об этих священных деревьях древности некоторые из которых почитаются и по сей день, можно было бы написать большой том, и все же этот вопрос не был бы исчерпан.


ДРИШТИ (Ск.). Скептицизм, неверие.


ДРУЗЫ. Крупная секта, насчитывающая около 100`000 приверженцев, живущих на горе Ливан в Сирии. Ритуалы их очень таинственны, и ни один путешественник, что-либо писавший о них, не знает всей истины наверняка. Они являются суфиями Сирии. Они принимают название друзы как оскорбление, и сами себя именуют "учениками Хамсы", их Мессии, который пришел к ним в девятом столетии из "Страны Слова Божьего"; эту страну и слово они держат в религиозной тайне. Грядущий Мессия будет тот же самый Хамса, но под именем Хакем - "Целитель Всех" (См. "Раз. Изида", II, 358, и далее).


ДРУИДЫ. Жреческая каста, процветавшая в Британии и Галлии. Это были Посвященные, допускавшие женщин в свой священный орден и посвящавшие их в таинства своей религии. Они никогда не доверяли свои священные стихи и писания бумаге, но, подобно древним браминам, запоминали их; для осуществления этого подвига требовалось, по утверждению Цезаря, двадцать лет. Также как парсы, они не имели образов или статуй своих богов. Кельтская религия считала святотатством изображать какого-либо бога, даже второстепенного характера, в человеческом облике. Неплохо было бы, если бы греческие и римские христиане поучились этому у "языческих" друидов. Три главных заповеди их религии были: "Повиновение божественным законам; забота о благоденствии человечества; претерпение со стойкостью всех бедствий жизни".


ДУБ, священный. У друидов дуб был очень священным деревом, также у древних греков, если верить Ферекиду и его космогонии, который повествует о священном дубе, "в роскошных ветвях которого обитает змий (т. е. мудрость), и он не может быть изгнан". У каждого народа были свои священные деревья, в особенности у индусов.


ДУГПА (Тиб.). Букв., "Красные Шапки", секта в Тибете. До прихода Цонг-к'а-па в четырнадцатом столетии, тибетцы - Буддизм которых выродился и был ужасно перемешан с догматами древней религии Б'он - все были дугпами. Однако с этого века, и после суровых законов, предписанных Гэ-лук-пам (желтым шапкам), и всеобщей реформы и очищения Буддизма (или Ламаизма), дугпы более чем когда-либо предались колдовству, безнравственности и пьянству. С тех пор слово дугпа стало синонимом "колдуна", "адепта черной магии" и всего низкого. В Восточном Тибете имеется мало дугп, если вообще есть, но они скопляются в Бутане, Сиккиме, и вообще в пограничных областях. Так как европейцам не позволяют проникнуть далее этих границ, востоковеды никогда не изучали Буддо-Ламаизм собственно в Тибете, но судя о нем по слухам и по тому, что Ксома де Керос, Шлагинтвейт и некоторые другие разузнали о нем от дугп, смешивают обе религии и ставят их под одним названием. Таким образом, они преподносят публике чистый Дугпаизм вместо Буддо-Ламаизма. Короче говоря, Северный  Буддизм в его очищенной, метафизической форме почти совершенно не известен.


ДУДАИМ (Ев.). МАНДРАГОРА. Растение Atroрa Mandragora упоминается в "Бытии", XXX, 14, и в "Песне Песней": это название родственно в еврейском языке словам, означающим "груди" и "любовь", - это растение было известно в качестве любовного амулета и употреблялось во многих формах черной  магии (У. У. У.).

Дудаим на каббалистическом языке означает Душа и Дух; любые две вещи, объединенные в любви и дружбе (додим). "Счастлив тот, кто сохраняет свой дудаим (высший и низший Манас) неразделенным".


ДУККХА (Ск.). Печаль, страдание.


ДУМА (Ев.). Ангел Безмолвия (Смерти) в Каббале.


ДУРГА (Ск.). Букв., "недосягаемое", Женская сила бога; имя Кали, супруги Шивы, Махешвары, или "великого бога".


ДУСТЧАРИТРА (Ск.). "Десять злых деяний", а именно, три действия тела - лишение жизни, воровство и прелюбодеяние; четыре злых действия рта - ложь, преувеличение в обвинении, клевета и глупый разговор; и три злых действия ума (Низшего Манаса) - зависть, злоба или месть, и неверие.


ДУХ. Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей о применении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософических учениях термин "Дух" применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию, и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в Человеке и его Эго (Манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи; тогда как термин "Душа", человеческая или даже животная (низший Манас, действующий в животных как инстинкт), применяется только к Кама-Манасу, и определяется как живая душа. На еврейском языке это нэфеш, "дыхание жизни". Дух не имеет формы и нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию - Суддасатву, божественную сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть "Духами" тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их "оболочками", и различными другими именами (см. "Сукшма Шарира"). Короче говоря, дух не является существом в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма, там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух - индивидуальность эта сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла - можно описать как центр сознания, самоощущающий и самосознательный центр; состояние, а не обусловленный индивидуум. Вот почему в Санскрите существует такое обилие слов для выражения различных Состояний Бытия, Существ и Созданий; каждое наименование выявляет философское отличие, тот план, к которому принадлежит данная единица, и степень ее духовности или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы на наши западные языки.


ДУША. Yuch или нэфеш "Библии"; жизненных принцип, или дыхание жизни, который каждое животное, вплоть до инфузории, имеет подобно человеку. В переведенной "Библии" "не без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа. "Не будем убивать его нэфеш", сказано в оригинальном тексте; "не будем убивать его", переводят христиане ("Бытие", XXXVII, 21), и так далее.


ДХАММАПАДА (Пали.). Буддийский труд, содержащий этические заповеди.


ДХАРАНА (Ск.). То состояние в практике Йоги, когда ум должен быть сосредоточен без отклонений на каком-либо объекте медитации.


ДХАРАНИ (Ск.). В Буддизме - как Южном, так и Северном - а также в Индуизме это означает просто мантра или мантры - священные стихи из "Риг Веды". В древние времена все такие мантры или дхарани считались мистическими и практически действенными при их применении. Теперь, однако, лишь школа Йогачарья доказывает это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с данными указаниями, дхарани дает чудесные результаты. Ее оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или приданному акценту и созданному в результате этого звуку (См. "Акаша").


ДХАРМА (Ск.). Священный Закон; Канон буддистов.


ДХАРМАКАЯ (Ск.). Букв., "прославленное духовное тело", названное "Одеянием Блаженства". Третье, или высшее из Трикай (Трех Тел), атрибут, развитый каждым "Буддой", т. е. каждым посвященным, который прошел или достиг конца того, что называется "четвертым Путем" (в эзотеризме - шестые "врата", предшествующие вступлению в седьмые). Высшее из Трикай есть четвертое из Буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров светящейся Духовности. В популярном Северном Буддизме этими покровами, или одеяниями, являются: последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо ставит аскета на порог Нирваны.

(См., однако, "Голос Безмолвия", примечание 87, для истинного "эзотерического" смысла).


ДХАРМАПРАБХАСА (Ск.). Имя Будды, который появится во время седьмой коренной расы. (См. "Ратнавабхаса Кальпа", когда больше не будет существовать полов.).


ДХАРМАСМРИТИ  УПАСТХАНА (Ск.). Очень длинное сложное слово, содержащее очень мистическое предостережение. "Запомни, что составные части (человеческой природы) происходят соответственно Ниданам и не есть по происхождению Я", что означает то, чему учат Эзотерические Школы, а не церковная интерпретация.


ДХАРМАЧАКРА (Ск.). Букв., вращение "колеса Закона". Эмблема Буддизма как системы циклов и перерождений, или реинкарнаций.


ДХАРМАШОКА (Ск.). Имя, данное первому Ашоке после его обращения в Буддизм, - Царю Чандрагупте, который всю свою долгую жизнь служил "Дхарме", или закону Будды. Царь Ашока (второй) не был обращен, но уже родился буддистом.


ДХАТУ (Пали.). Останки тела Будды, собранные после его кремации.


ДХИАНА (Ск.). В Буддизме - одна из шести Парамит совершенства, состояние абстракции, которое возносит практикующего его аскета значительно выше этого плана чувственного восприятия и за пределы мира материи. Букв., "созерцание". Шесть стадий Дхиан отличаются лишь степенями абстрагирования личного Эго от чувственной жизни.


ДХИАНИ БОДХИСАТТВЫ (Ск.). В Буддизме - пять сыновей Дхиани-Будд. Имеют мистическое значение в Эзотерической Философии.


ДХИАНИ - БУДДЫ (Ск.). Имеющие "Сострадательное Сердце"; им особенно поклоняются в Непале. Также имеют тайное значение.


ДХИАНИ ПАША (Ск.). "Веревка Дхиани", или Духов; Круг "Не преступи" (см. "Тайн. Доктр.", станца V, т. I, с. 179).


ДХИАН КОГАНЫ (Ск.). Букв., "Владыки Света". Высшие боги, соответствующие Архангелам римских католиков, Божественные Разумы, которым поручен надзор над Космосом.


ДХРУВА (Ск.). Арийский Мудрец, теперь Полярная Звезда. Кшатрий (принадлежащий к касте воинов), который посредством религиозного аскетизма стал Риши и был по этой причине поднят Вишну на такую высоту в небеса. Называется также Грах-Адхар или "точка вращения планет".


ДЬЮКНА (Каб.). Тень вечного Света. "Ангелы Присутствия" или архангелы. То же самое, что Феруэр в "Вендидаде" и других сочинениях зороастрийцев и так далее.


ДЭВА (Ск.). Бог, "лучезарное" божество. Дэва-Деус, от корня див, "сиять". Дэва есть небесное существо - доброе, злое или нейтральное. Дэвы населяют "три мира", которые суть три плана выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.


ДЭВАДЖНАНЫ (Ск.).  или  ДАЙВАДЖНЫ. Высшие классы небесных существ, те, кто обладают божественным знанием.


ДЭВАКИ (Ск.). Мать Кришны. Она была заперта в темнице своим братом, Царем Кансой - в страхе, что исполнится предсказание, гласившее, что сын его сестры свергнет его с престола и убьет. Несмотря на строгую охрану, Дэваки была посвящена Вишну, святым Духом, и таким образом дала жизнь этому Аватару бога, Кришне.


ДЭВА-ЛАЙА (Ск.). "Святыня Дэвы". Название, даваемое всем браминским храмам.


ДЭВА-ЛОКИ (Ск.). Обители богов или дэв в высших сферах. Семь небесных миров выше Меру.


ДЭВАМАТРИ(Ск.). Букв., "Матерь богов". Имя Адити, Мистического Пространства.


ДЭВАНАГАРИ (Ск.). Букв., "язык или письмо дэв", или богов. Письменные знаки Санскритского языка. Этот алфавит и искусство письма держались в тайне веками, и только Двиджам (Дважды-рожденным) и Дикшитам (Посвященным) дозволялось пользоваться этим искусством. Для шудры продекламировать стих из Вед было преступлением, и для каждой из низших двух каст (вайшьев и шудр) знать эти буквы считалось проступком, караемым смертью. Поэтому слово липи, "писание", отсутствует в древнейших манускриптах, - этот факт породил у востоковедов ошибочную и крайне нелепую идею, что письменность была неизвестна не только до времен Панини, но даже этому мудрецу самому! Если величайший грамматик, когда-либо родившийся на свет, не знал бы письменность, это на самом деле было бы величайшим и наиболее непостижимым феноменом.


ДЭВАПИ (Ск.). Санскритский Мудрец из рода Куру, который вместе с другим Мудрецом (Мору), как полагают, живет на всем протяжении четырех эпох, и до прихода Майтрейа Будды, или Калки (последнего Аватара  Вишну); который, подобно всем Спасителям  Мира в их последнем проявлении, подобно сосиошу зороастрийцев и Всаднику из "Откровения" Св. Иоанна, появится верхом на Белом Коне. Оба они, Дэвапи и Мору, как полагают, живут в гималайском уединении под названием Калапа или Катапа. Такова пураническая аллегория.


ДЭВАРШИ,  или  Дэва-риши (Ск.). Букв., "риши-боги"; божественные или богоподобные святые, те мудрецы, которые достигают совершенной божественной природы на земле.


ДЭВА  САРГА (Ск.) Творение: происхождение принципов, которые считаются Разумом, порожденным качествами или атрибутами природы.


ДЭВАСАРМАН (Ск.). Очень древний писатель, который умер примерно через столетие после Готамы Будды. Он написал два знаменитых труда, в которых отрицал существование как Эго, так и не-Эго - обоих с равным успехом.


ДЭВАЧАН (Ск.). "Обитель богов". Промежуточное состояние между двумя земными жизнями, в которое входит Эго (Атма-Буддхи-Манас, или в Одно преобразованная Троица), после своего отделения от Кама Рупы, и разложения низших принципов на земле.



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz