Т - Двенадцатая буква алфавита. В латинском алфавите значение ее было 160, а с чертой (Т) - 160`000. Это последняя буква еврейского алфавита, Тау, эквивалентом которой являются Т, ТН, и числовое значение 400. Ее символами были: в качестве тау - крест +, остов основания строения; и в качестве тет (Т), девятой буквы, - змея и корзина Элевзинских мистерий.


ТААРОА (Таити.). Созидательная сила и главный бог таитян.


ТАБЛИЦА  ИЗИДЫ. Подлинный памятник египетского искусства. На ней богиня Изида изображена во многих своих аспектах. Иезуит Кирхер описывает ее как медную плиту, покрытую черной эмалью и серебряными инкрустациями. Она принадлежала кардиналу Бембо и потому называлась "Tabula Bembina sive Mensa Isiaca". Под этим названием она описана У. Уинном Уэсткоттом, который дает ее "Историю и Оккультное Значение" в чрезвычайно интересной и высоконаучной книге (с фотографиями и иллюстрациями). Эта таблица, как считали, была вотивным пожертвованием Изиде в одном из ее многочисленных храмов. При разграблении Рима в 1525 г. она попала к одному солдату, продавшему ее кардиналу Бембо. Затем она перешла к герцогу Мантуи в 1630 г., когда и была потеряла.


ТАБЛИЧКА  БЕМБО, или Mensa Isiaca. Медная табличка, покрытая мозаичными рисунками (теперь в Туринском музее), когда-то принадлежавшая знаменитому кардиналу Бембо. Происхождение и датировка ее неизвестны. Она покрыта египетскими фигурами и иероглифами, и, как предполагают, была орнаментом в древнем Храме Изиды. Ученый иезуит Кирхер дал ее описание, и у Монтфокона есть глава, посвященная ей (У. У. У.).

Единственный труд на английском языке о Табличке Изиды написан д-ром У. Уинном Уэсткоттом, который в дополнение к ее истории, описанию и оккультному значению, поместил и фотогравюру.


ТАБ-НУТ (Ев.). Форма; каббалистический термин.


ТАВМАТУРГИЯ. "Чудотворство"; способность творить чудеса с помощью богов. От греческих слов Thauma, "чудо", и theurgia, "божественная работа".


ТАД-АЙКИЯ (Ск.). "Тождественность"; отождествление или единство с Абсолютом. Всемирная, неопознаваемая Сущность (Парабрахм) в "Ведах" не имеет названия, к нему обычно обращаются как к Тад, "То".


ТАЕЭР (Ег.). Женский Тифон, гиппопотам, называемый также Ta-ur, Ta-oр-oer и т. д.; она - Thoueris греков. Эту супругу Тифона изображали в виде чудовищного гиппопотама, сидящего на задних лапах с ножом в одной руке и священным узлом в другой (паша Шивы). Спина ее была покрыта чешуей крокодила, и она имела хвост крокодила. Она также называется Теб, из-за чего Тифона иногда также называют Тебом. На памятнике шестой династии она названа "кормилицей богов". В Египте ее боялись даже больше Тифона.


ТАИТТРИЯ (Ск.). Одна из "Брахман" "Яджур Веды".


ТАЙГЕТ (Гр.). Одна из семи дочерей Атласа - третья, ставшая впоследствии одной из Плеяд. Эти семь дочерей, по преданию, олицетворяют семь подрас четвертой коренной расы, расы атлантов.


ТАЙДЖАСИ (Ск.). Сияющий, пламенный - от Теджас, "огонь"; иногда употребляется для обозначения Манаса-рупы, "тела мысли", а также звезд.


ТАЙНАЯ  ДОКТРИНА. Общее название, данное эзотерическим учениям древности.


ТАЙРИЯГИОНЬЯ (Ск.). Пятое творение или, вернее, пятая ступень творения, творение низших животных, пресмыкающихся, и т. д. (См. "Тирьяксрота".)


ТАЛАПОЙН (Сиам.). Буддийский монах и аскет в Сиаме; некоторым из этих аскетов приписываются большие магические силы.


ТАЛИСМАН. От арабского tilis или tilsam, "магическое изображение". Предмет, сделанный либо из камня, металла, либо из священного дерева; часто кусок пергамента, заполненный буквами и изображениями, нанесенными под определенными планетными воздействиями в виде магических формул, даваемый сведующим в оккультных науках кому-либо из несведующих, с целью или сохранить его от зла, или для удовлетворения определенных желаний. Все же, наибольшая сила и эффективность талисмана заключается в вере его обладателя; и это не из-за легковерности последнего, и не потому, что талисман не обладает силой, но потому что вера есть качество, обладающее очень мощной созидательной силой, и поэтому - бессознательно для самого верующего - стократно увеличивает силу, первоначально сообщенную талисману его изготовителем.


ТАЛМИДАЙ  ХАКАМИМ (Ев.). Класс мистиков и каббалистов, которые в "Зохаре" названы "Учениками Мудрого", и которые были сарисим, или добровольными евнухами, становясь такими по духовным соображениям (См. "От Матфея", XIX, 11-12, место, где восхваляется подобный акт).


ТАЛМУД (Ев.). Раввинские комментарии по еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей: древняя, Мишна, и более современная, Гемара. Евреи, называя "Пятикнижие" писанным законом, называют "Талмуд" неписаным или устным законом (У. У. У.).

"Талмуд" содержит гражданские и церковные законы евреев, приписывающих этой книги большую святость. Ибо, за исключением вышеуказанной разницы между "Пятикнижием" и "Талмудом", первое, как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед последним, так как обе были получены Моисеем на Горе Синай от Иеговы одновременно, и Моисей одну записал, а другую передал устно.


ТАМАЛА  ПАТТРА (Ск.). Безупречный, чистый, подобный мудрецу. Также название листа Laurus Cassia, дерева, якобы обладающего разными очень оккультными и магическими свойствами.


ТАМАРИСК, или ЭРИКА. Священное дерево в Египте, обладающее большими оккультными свойствами. Многие храмы были окружены этими деревьями, особенно храм в Филэ, священный из священнейших, так как считалось, что под ним захоронено тело Озириса.


ТАМАС (Ск.). Качество тьмы, "загрязненности" и инертности; также качество невежества, так как материя слепа. Термин, используемый в метафизической философии. Это низшая из трех гун или основных качеств.


ТАММУЗ (Сир.). Сирийское божество, почитавшееся евреями идолопоклонниками так же, как и сирийцами. Женщины Израиля совершали ежегодный плач над Адонисом (этот прекрасный юноша тождественен с Таммузом). Праздник, устраиваемый в его честь, был связан с солнцестоянием, и начинался с новолуния в месяце Таммуза (июле): проходил главным образом в Библосе в Финикинии; но его праздновали даже в четвертом веке нашей эры в Вифлееме, так как Св. Иероним выражает ("Послания", с. 49) свои жалобы следующими словами: "На Вифлеем роща Таммуза, то есть Адониса, бросала свою тень! и в гроте, где некогда кричал младенец Иисус, оплакивали возлюбленного Венеры". И, действительно, в Мистериях Таммуза или Адониса целая неделя проводилась в оплакиваниях и скорби. За погребальными процессиями следовал пост, и затем веселья; ибо считалось, что после поста Адонис-Таммуз воскресал из мертвых, и дикие оргии с весельем, едой и питьем, как теперь на Пасху, продолжались без перерыва несколько дней.


ТАМРА  ПАРНА (Ск.). Цейлон, древняя Тапробана.


ТАМТИ (Халд.). Богиня, то же, что и Белита. Тамти-Белита есть олицетворенное Море, матерь города Эрех, халдейского Некрополя. Астрономически Тамти - это Астрорет или Иштар, Венера.


ТАНАИМ (Ев.). Еврейские Посвященные, очень ученые каббалисты древних времен. "Талмуд" содержит различные легенды о них и приводятся имена главных из них.


ТАНГА-ТАНГО (Перуан.). Идол, пользующийся большим почитанием у перуанцев. Это символ Triune, или Троицы, "Один в трех и три в Одном", и существовал уже до нашей эры.


ТАНДЖУР (Тиб.). Собрание буддийских трудов, переведенных с Санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный канон, содержащий 225 больших томов по разным темам. КАНДЖУР, который содержит указания или "Слово Будды", состоит лишь из 108 томов.


ТАНМАТРЫ (Ск.). Типы или зачатки пяти Стихий; тонкие сущности последних, лишенные всех качеств и тождественные свойствам пяти основных Стихий - земли, воды, огня, воздуха и эфира; т. е. танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.


ТАНТРА (Ск.). Букв., "закон или ритуал". Определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами - худшая из форм черной магии и колдовства.


ТАНТРИКА (Ск.). Церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением. Шакти обладает двоякой природой, белой и черной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, т. е. "белые" и "черные" чародеи. Поклонение последних - в высшей мере распущенное и безнравственное.


ТАНХА (Пали.). Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни на этой земле. Эта привязанность и является причиной перевоплощения или реинкарнации.


ТАОР (Ев.). Букв., Mundus, мир; имя, данной Божеству, - такое определение указывает на веру в Пантеизм.


ТАПАС (Ск.)."Отвлечение", "медитация". "Совершать тапас" значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют тапасами.


ТАПАСА-ТАРУ (Ск.).Sesamum Orientale, дерево, которое было очень священно среди древних аскетов Китая и Тибета.


ТАПАСВЫ (Ск.). Аскеты и отшельники буддийской, браминской и даоистской религии.


ТАПО-ЛОКА (Ск.). Царство дэв огня, называемых Вайраджами. Оно именуется - "мир семи мудрецов", а также "царство искупления". Одна из Шашта-лок (шести миров) над нашим, седьмым.


ТАРА (Ск.). Супруга Брихаспати (Юпитера), похищенная Царем Сомой, Луной, что привело к войне между Богами и Асурами. Тара олицетворяет мистическое знание, в противоположность ритуалистической вере. Она - матерь (с Сомой) Будха, "Мудрости".


ТАРАКА (Ск.). Описывается, как данава и дайтья, т. е. "Великан-Демон", сверхчеловеческий аскетизм которого как йога заставил богов опасаться за свою власть и верховенство. По преданию, был убит Карттикеей (См. "Тайная Доктрина", II, 479).


ТАРАКАМАЙА (Ск.).Первая война на Небесах из-за Тары.


ТАРАКАРАДЖА  ЙОГА (Ск.).Одна из браминских систем Йоги для развития чисто духовных сил и знания, ведущего к Нирване.


ТАРГУМ (Халд.). Букв., "Толкование", от корня ТАРГЕМ, толковать. Изложение еврейских Писаний. Некоторые из Таргумов очень мистичны, причем арамейский (или таргумский) язык используется по всему "Зохару" и другим каббалистическим книгам. Чтобы отличить этот язык от еврейского, называемого "лицом" священного языка, его называют ahorayim, "задняя часть", истинный смысл которой следует читать между строк, согласно определенным методам, которые давались изучающим. Латинское слово тергум, "спина", произведено от еврейского или, вернее, арамейского и халдейского таргум. "Книга Даниила" начинается на еврейском языке, и вполне понятна до гл. II, 4, когда халдеи (Маги-Посвященные) начинают говорить с царем на арамейском - не на сирийском, как неправильно переведено в протестантской Библии. Перед тем, как он начинает объяснять царю свой сон, Даниил говорит на еврейском, но сам сон он объясняет (гл. VII) на арамейском. "Так же и в "Ездре" (IV, V, VI) слова царей приводятся буквально, но все это на арамейском языке", говорит Исаак Мейер в своей "Каббале". Существуют Таргумы разных веков; последние уже являют знаки мазоретской, или системы гласных, что делает их еще более полными умышленных маскировок. Совету "Рirke Aboth" (г. I, $1) - "Укрой Тору" (закон) - поистине верно следовали как в Библии, так и в Таргумах; и мудр тот, кто сумеет истолковать их правильно, если только он не испытанный оккультист-каббалист.


ТАССИСУДУН (Тиб.). Букв., "святой город учения"; однако, в нем больше дугпа, чем святых. Это главная резиденция в Бутане церковного Главы секты Б'он - Дхарма Раджи. Последний, хотя по собственному признанию северный буддист, является просто поклонником древних богов-демонов местных жителей, - природных духов или элементалов, которым поклонялись в этой стране до введения Буддизма. В Восточный или Великий Тибет не допускается ни один иностранец, и тем немногим ученым, которые осмеливаются путешествовать в этих запретных районах, не позволяют углубиться дальше пограничных областей земли Бод. Они скитаются по Бутану, Сиккиму, повсюду вдоль границы этой страны, но не могут ничего узнать об истинном Тибете, а следовательно - об истинном Северном Буддизме или Ламаизме Цонг-к'а-па. И несмотря на это, описывая не больше, чем ритуалы и верования секты Б'он и странствующих шаманов, они убеждают мир, что дают ему чистый Северном Буддизм, и рассуждают о его великом отпадении от своей первоначальной чистоты!


ТАТ (Ег.). Египетский символ: вертикальная круглая стойка, суживающая кверху, с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть предсавляет собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей фаллической основе, символизировал два принципа в творении, мужской и женский, и относился к природе и космосу; но сам по себе тат, с атф (или атеф) наверху, тройной короной Гора - двумя перьями с уреем впереди - представлял собой семеричного человека, причем крест, или две крестовины, означает низшую четверку, а атф - высшую триаду. Как метко замечает д-р Берч: "Четыре перекладины... представляют четыре основы всех вещей, и тат является символом прочности".


ТАТТВА (Ск.). Вечно сущее "То"; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле.

Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические. Тонкие элементы - пять экзотерически, семь в эзотерической философии - соотносящиеся с пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух коренных расах.


ТАТХАГАТА (Ск.). "Тот, который подобен грядущему"; тот, кто, подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является грядущим будущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов Готамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.


ТАТХАГАТА-ГУПТА (Ск.). Тайный или сокрытый Татхагата, или "охраняющий", защищающий Будда: относится к Нирманакаям.


ТАТ  ЭСМУН (Ег.). Египетский Адам; первый человеческий предок.


ТАУ (Ев.). То, что теперь стало еврейской квадратной буквой тау, но задолго до изобретения еврейского алфавита являлось египетским крестом с рукояткой, крукс ансата римских народов, и идентично с египетским анкх. Этот знак принадлежал и теперь принадлежит исключительно Адептам каждой страны. Как доказывает Кеннет Р. Ф. Маккензи, "это был символ спасения и освящения, и как таковой был принят в качестве масонского символа в Royal Arch Degree". Он также называется астрономическим крестом, и им пользовались древние мексиканцы - что доказывает его присутствие на одном из храмов Паленке, - также как и индусы, ставившие тау в качестве знака на лбу своих Чела.


ТАФНЕ (Ег.). Богиня; дочь солнца, изображаемая с головой львицы.


ТАФОС (Гр.). Гробница, саркофаг, который помещался в Адитуме и использовался для целей посвящения.


ТАХМУРАТ (Перс.). Иранский Адам, конем которого был Симорг Анке, грифон-феникс, или бесконечный цикл. Повторение или воспоминание о Вишну и Гаруде.


ТАШИЛУМПА (Тиб.). Большой центр монастырей и учебных заведений в трех часах ходьбы от Шигатзе; резиденция Таши Ламы, о котором подробнее см. "Панчен Римпоче". Он был построен в 1445 г. по указу Цонг-к'а-па.


ТВАШТРИ (Ск.). То же, что Вишвакарман, "божественный художник", плотник и оружейник богов.


ТЕАНТРОПИЗМ. Быть богом и человеком одновременно; божественный Аватар.


ТЕБА (Ев.). Природа; которая мистически и эзотерически есть то же, что ее олицетворенный Элохим, ибо числовое значение обоих слов - Теба и Элохим (или Алейм) - одинаково, а именно 86.


ТЕЙОХЕЛ (Ев.). Рождающий человека обитаемый мир, наша земля в "Зохаре".


ТЕЛЕЦ (Лат.). Одно из самых таинственных созвездий Зодиака, связанное со всеми "Первородными" солнечными богами. Телец отмечен буквой А, которая является его знаком в еврейском алфавите - буквой Алеф; и потому это созвездие называется "Один", "Первый" - по вышеупомянутой букве. Отсюда и "Первородные", которым всем оно и было посвящено. Бык есть символ силы и порождающей мощи - Логоса; отсюда и рога на голове Изиды, женского аспекта Озириса и Гора. Древние мистики в рогах Тельца (верхняя часть еврейского Алефа) усматривали крест с рукояткой, отбрасывающий Дракона, а христиане связывали этот знак и созвездие с Христом. Св. Августин называет его "великим Градом Бога"; египтяне - "толкователем божественного гласа", Апис-Паписом Гермонта (См. "Зодиак").


ТЕЛО ПРИЧИННОСТИ. Это "тело", которое не есть тело ни объективное, ни субъективное, но Буддхи, Духовная Душа, названо так потому, что является прямой причиной состояния Сушупти, ведущего к состоянию Турья, наивысшему состоянию Самадхи. Тарака Раджа Йогами оно названо Каранопадхи, "основа Причины"; в системе Веданты оно соответствует как Виджнанамайа, так и Анандамайа Коше - последняя следует за Атмой и поэтому является проводником вселенского Духа. Один Буддхи нельзя назвать "Телом Причинности", но он становится таким в соединении с Манасом, воплощающейся сущность или Эго.


ТЕЛУГУ. Один из дравидских языков, на котором говорят в Южной Индии.


ТЕМУРА (Ев.). Букв., "Изменение". Название одного раздела практической Каббалы, касающегося аналогий между словами, взаимоотношение которых указывается определенными изменениями в расстановке букв или заменой одной буквы на другую.


ТЕОГОНИЯ. Происхождение богов; тот раздел всех нехристианских теологий, который учит генеалогии различных божеств. Древнегреческое название того, что после было переведено как "родословная происхождения Адама и Патриархов" - последние все суть "боги, планеты и знаки Зодиака".


ТЕОДИДАКТ (Гр.). Букв., "Богом наученный". Так называли Аммония Саккаса, основателя неоплатонической Эклектической Школы филалетеян в четвертом веке в Александрии.


ТЕОДИЦИЯ. "Божественное право", т. е. привилегия всемилостливого и справедливого Бога поражать невинных и сокрушать тех, кому это предопределено, и все же оставаться любящим и справедливым Божеством; в богословии - тайна.


ТЕОКРАЗИЯ. Букв., "смешение богов". Поклонение различным богам, как, например, Иегове и богам неевреев в случае идолопоклонников евреев.


ТЕОМАНТИЯ. Прорицание с помощью оракулов, от Theos, бог, и manteia, пророчествование.


ТЕОМАХИЯ. Сражение с богами или против них, как например, "Война Титанов", "Война в Небесах", и Сражение Архангелов (богов) против своих братьев, полчищ Сатаны (бывших богов, Асуров, и т. д.).


ТЕОПАТИЯ. Страдания во имя своего бога. Религиозный фанатизм.


ТЕОПЕЯ (Гр.). Магическое искусство наделения фигур, статуй и других неодушевленных предметов жизнью, речью и движением.


ТЕОПНЕЙСТИЯ. Откровение; нечто данное или вдохновленное богом или божественным существом. Божественное наитие.


ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, или "ВСЕМИРНОЕ  БРАТСТВО". Основано в 1875 г. в Нью-Йорке полковником Х. С. Олькоттом и Е. П. Блаватской при содействии У. К. Джаджа и некоторых других. Первоначально оно провозгласило своей целью научное исследование психических или так называемых "духовных" феноменов, после чего были объявлены три его главные задачи, а именно:

1) Братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения;

2) основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики;

3) изучение и развитие скрытых божественных сил в человеке.

В данный момент (1890 г.). оно имеет более 250 филиалов, разбросанных по всему земному шару, большинство из которых находится в Индии, где расположена также его штаб-квартира. Оно состоит из нескольких больших Секций - Индийской, Американской, Австралийской и Европейской.


ТЕОСОФЫ. Этим именем себя называли многие мистики различных периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами; алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков, либо действующих независимо, либо объединенных в братство или общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые, присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам Теософии. Как обрисовано Братом Кеннетом Р. Маккензи, теософы прошлых столетий - "чистые теоретики, не основывавшие школ, все же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения, когда наступит время, многие идеи, предложенные, таким образом, бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли. Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только авторитета, но и силы, был через определенных ревнителей в высших степенях Масонства. Все же эта сила в значительной степени угасла вместе с его основателями, и современное Франкмасонство содержит мало следов теософического влияния. Какими бы точными и прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти, Паскали, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают лишь слабое непосредственное воздействие на общество". Это верно в отношении теософов предыдущих трех столетий, но не современных. Ибо теософы нынешнего столетия уже оставили зримый отпечаток на современной литературе, и возбудили среди наиболее интеллигентных слоев человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прошлой и современной Теософией.


ТЕОСОФИЯ (Гр.). Религия Мудрости, или "Божественная Мудрость". Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении Теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами.


ТЕОФИЛАНТРОПИЗМ (Гр.). Любовь к Богу и человеку, или, вернее, в философском смысле, любовь к Богу через любовь к Человечеству. Некие личности, которые во время первой революции во Франции стремились заменить Христианство чистой филантропией и здравым рассудком, называли себя теофилантропами.


ТЕОФИЛОСОФИЯ. Теизм и философия вместе.


ТЕРАПЕВТЫ (Гр.), или Theraрeutes. Школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в Александрийском Иудаизме, а не "сектой", как принято считать. Они были "целителями" в том же смысле, как некоторые "христианские" и "ментальные" ученые, члена Т. О., являются целителями, в то же время будучи хорошими теософами и изучающими эзотерические науки. Филон Иудей называет их "слугами бога". Как справедливо сказано в "A Dictionary of... Literature, Sects, and Doctrines" (т. IV, ст... "Филон Иудей") в отношении терапевтов - "Нет основания считать их отдельной "сектой", но скорее эзотерическим кружком иллюминатов, "мудрых людей"... Они были эллинскими евреями-созерцателями".


ТЕРАТОЛОГИЯ. Греческое название, введенное Жеффруа Сент Илером для обозначения пред-родового образования уродов, как человеческих, так и животных.


ТЕРАФИМЫ (Ев.). То же, что Серафимы, или Боги Кабейри; образы змей. Первые Терафимы, согласно легенде, были получены Дарданом в качестве приданого, и увезены им в Самофракию и Трою. Идолы-оракулы древних евреев. Ревекка похитила их у своего отца Лавана.


ТЕРМУТИС (Ег.). Корона из змей богини Изиды; также имя легендарной дочери Фараона, которой приписывается спасение Моисея из вод Нила.


ТЕТРАГРАММАТОН. Название Бога, составленное из четырех букв, его греческий титул; на еврейском языке эти четыре буквы суть "иод, хе, вау, хе", или, английскими заглавными, I HVH. Настоящее древнее произношение теперь неизвестно; истинный еврей считал это имя слишком священным, чтобы произносить его, и при чтении священных писаний он заменял его именем "Адонай", означающим Господь. В Каббале I ассоциируется с Хокма, H с Бина, V с Тиферет, и второе H с Малкут. Христиане обычно называют IHVH Иеговой, и многие современные ученые-библеисты пишут это как Яхве. В "Тайной Доктрине" название Иегова относится только к Сефире Бине, но такое отнесение не признается ни Розенкрейцерской школой каббалистов, ни Матерсом в его переводе "Kabbalah Denudata" Кнорра фон Розенрота: некоторые авторитеты по Каббале действительно отнесли лишь Бину к IHVH, но только в отношении Иеговы экзотерического Иудаизма. IHVH Каббалы имеет лишь бледное сходство с Богом Ветхого Завета (У. У. У.).

"Каббала" Кнорра фон Розенрота не является авторитетом для Восточных каббалистов, так как известно, что при создании своей "Kabbalah Denudata" он придерживался скорее современных, чем древних (халдейских) манускриптов; также известно, что те манускрипты и писания "Зохара", которые классифицируются как "древние", упоминают, а некоторые даже применяют, еврейские гласные или мазоретские точки. Одно это делает эти так называемые Зохарские книги неподлинными, так как нет прямых следов схемы Мазоры ранее десятого столетия нашей эры, так же как какого-либо отдаленного следа ранее седьмого столетия (См. "Тетрактис").


ТЕТРАКТИС (Гр.).или ТЕТРАДА. Священное "Четыре", которым клялись пифагорейцы, и это было их самой обязывающей клятвой. Оно имеет очень мистические и различные значения, будучи тем же, что Тетраграмматон. Прежде всего, это Единство, или "Одно" под четырьмя различными аспектами; затем это есть основное число Четыре, Тетрада, содержащая Декаду, или Десять - число совершенства; наконец, оно означает первичную Триаду (или Треугольник), погруженную в божественную Монаду. Кирхер, ученый каббалист-иезуит, в своей "" (II, с. 267) приводит Неизреченное имя IHVH - одну из каббалистических формул из 72 названий - расставленное в виде пифагорейской Тетрады. М-р И. Мейер приводит это в таком виде:

Он также доказывает, что "священная Тетрада пифагорейцев, по-видимому" была известна древним китайцам". Как пояснено в "Раз. Изиде" (I, XVI): Мистическая Декада, результат Тетрактиса, или 1 + 2 + 3 + 4 = 10, является одним из способов выражения этой идеи.

Один это безличный принцип "Бог";

Два - материя;

Три - соединяя Монаду с Дуадой и участвуя в сущности обеих - феноменальный мир;

Тетрада, или форма совершенства, выражает пустоту всего;

и Декада, или сумма всего, включает в себя весь Космос.


ТЕУРГ. Первая школа практической теургии ( от , бог, и , работа) в христианский период, была основана Ямблихом среди Александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с древнейших архаических времен. Духи (но не духи умерших, вызывание которых называлось Некромантией) делались видными глазу смертного. Таким образом, теург должен был быть иерофантом и знатоком эзотерического знания Святилищ всех великих стран. Неоплатеников школыЯмблиха называли теургами, ибо они совершали так называемую "церемониальную магию", и вызывали simulacra, или образы древних героев, "богов" и даймонов (, божественных, духовных существ). В тех редких случаях, когда требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу приходилось снабжать таинственных призраков частью своего собственного тела и крови, - ему приходилось совершать теопейю, или "сотворение богов", посредством таинственного процесса, хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных тантриков и посвященных браминов Индии. Это то, о чем говорится в "Книге Вызываний", хранимой в пагодах. Она являет совершенную идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии и теургии Александрийских платоников.

Следующее взято из "Разоблаченной Изиды": "Брамин Грихаста (вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты, прежде чем отважится вызывать Питров. После того, как он приготовил лампу, немного сандаловых благовоний, и т. д., и начертил магические круги, преподанные ему высшим Гуру, чтобы не допустить плохих духов, он перестает дышать и призывает огонь (Кундалини) помочь ему рассеять свое тело". Установленное количество раз он произносит священное слово, и "его душа (астральное тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и душа (образ) вызванного духа спускается в парное тело и одушевляет его". Затем "его (теурга) душа (астрал) снова входит в свое тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для объективного чувства), после того как они создали из себя воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал"... И затем вызыватель задает последнему вопросы "по тайнам Бытия и преобразованию нетленного". По преобладающему популярному мнению теурги, также как и маги, совершали чудеса - такие как вызывание душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния - посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не было. Они совершали это просто освобождая свое астральное тело, которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога.


ТЕУРГИЯ, или Theurgy (Гр.).Общее с планетарными духами и ангелами - "богами Света", и средство привлечения их на землю. Лишь знание внутреннего смысла их иерархий, и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними. Чтобы достичь этой возвышенной цели, стремящийся должен быть абсолютно достойным и бескорыстным.


ТЕФНАНТ (Ег.). Одно из трех божеств, обитающих в "земле возрождения богов" и добрых людей, т. е. Амру (Дэвачане). Эти три божества суть Шео, Тефнант и Себ.


ТЗОН  ТИСРОН  ЦАНЬ (Тиб.). Царь, живший между 728 и 787 гг., который пригласил из Бенгалии пандита Ракшиту - названного, благодаря его большой учености, Бодхисаттвой - чтобы тот поселился в Тибете и преподавал буддийскую философию его жрецам.


ТИАМАТ (Халд.). Дракон женского пола, олицетворяющий океан: "великая матерь" или живой принцип хаоса. Тиамат хотела проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в ее открытый рот и убил ее.


ТИАУ (Ег.). Разновидность дэвачанского посмертного состояния.


ТИА  ХУАНАКО (Перуан.). Чрезвычайно величественные руины доисторического города в Перу.


ТИККУН (Халд.). Проявленный Человек или Адам Кадмон, первый луч от проявленного Логоса.


ТИНДАРЕЙ (Гр.). Царь Спарты, по преданию супруг Леды, матери Кастора и Поллукса и Троянской Елены.


ТИРТХАКИ  или  ТИРТХИКА  и  ТИРТХЬИ (Ск.). "Еретические учителя". Эпитет, который буддийские аскеты прилагают к браминам и определенным йогам Индии.


ТИРТХАНКАРА (Ск.). Святые и владыки джайнов; всего их двадцать четыре. Утверждается, что один из них был духовным Гуру Готамы Будды. Тиртханкара есть синоним слова джайн.


ТИРЬЯКСРОТА (Ск.). От тирьяк, "согбенный", и сротас, (пищеварительный) "канал". Название "сотворения" Брамой людей или существ, желудки которых, из-за их вертикального положения как двуногих, находились в горизонтальном положении. Это - изобретение Пуран, отсутствующее в Оккультизме.


ТИТАНЫ (Гр.). Великаны божественного происхождения в греческой мифологии, начавшие войну против богов. Прометей был одним из них.


ТИТИКША (Ск.). Букв., "выдержка, терпение". Титикша, дочь Дакши и супруга Дхармы (божественного закона), есть олицетворение этого.


ТИФЕЙ (Гр.). Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных головам змей или драконов, и который был предполагаемым отцом Ветров, как Шива был отцом Марутов - также "ветров". Он начал войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.


ТИФЕРЕТ (Ев.). Красота; шестой из десяти Сефиротов, мужская активная сила, отвечающая вау, v, из Тетраграмматона IHVH; также называется Мелек или Царь; и Сын. Это центральная Сефира из тех шести, которые образуют Зауир Анпин, Микропросопус, или Меньший Лик. Переводится как "Красота" и "Кротость".


ТИФОН (Ег.). Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же самой вселенной в ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") Тифон описан как "Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету обращаются как к "великому и доброму богу", а в других - как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в других - как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый бог"? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена представленный как благотворное существо, богогня, главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения существует основательная причина. До тех пор, пока эти двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы, держатся тесно вместе, т. е. олицетворяют комбинацию дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые они представляют - до тех пор они просто суть воплощение среднего личного бога. Все же как только они разделены на два существа, каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся соответсвенно двумя противоположными полюсами добра и зла, света и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их недоумения разрастаются. Если принять Тифона - как это делают оккультисты - за составную часть Озириса, точно так же, как Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" - то все трудности в его природе исчезают. Тифон - более позднее имя Сета, позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия; ибо в "Ритуале" читаем: "О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного, невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и воздает по заслугам". Тифон, несомненно, принадлежит к той же категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн - "темный бог". В "Книге Мертвых" Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) - который есть его духовный двойник - обессиливается так же, как и Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди - аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет-Тифон связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива - это Сатурн. Действительно, похоже, что Сет-Тифон, послужил прообразом более чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога евреев, так как некотопрые из его ритуальных предписаний целиком перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов "избранного народа". Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел был посвящен Тифону, и что над головою этого Тифонова козла египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное посылалось в пустыню? "И Аарон возьмет козла отпущения (Азазэля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет его... в пустыню" ("Левит", XVI). И как козел егиептян служил искуплением у Тифона, так и козел израильтян "служил искуплением перед Господом" (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов "Жизнедателем" и "распределителем Смерти" - Озирис и Тифон, Ахура Мазды и Ахриман, и т. д., и т. д. - то легко будет понять утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в "Ритуале" обвиняется в том, что "крадет рассудок у души". Поэтому он изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать (дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором, Тифон "убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил мальчиков Иеросолумоса и Иудэса". Теперь, так как Тифону позднее поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или (фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени - Иудея и Иерусалим - порожденные Тифоном.


ТИШИЯ (Ск.). То же, что Калиюга, Четвертый Век.


ТОБО (Гност.). В "Кодексе Назареев" таинственное существо, которое переносит душу Адама из Оркуса к месту жизни, и поэтому называется "освободителем души Адама".


ТОДЫ. Таинственный народ в Индии, обнаруженный в неизведанных дебрях Нилгири (Голубых) Гор в округе Мадрас, происхождение, язык и религия которых неизвестны по сей день. Они полностью отличаются - этнически, филологически, и всем другим - от бадагов и мулакурумбов, двух других племен, обитающих в тех же горах.


ТОМЕЯ (Ег.). Богиня Справедливости, с завязанными глазами и крестом в руке. То же, что ГреческаяФемида.


ТО  ОН (Гр.). "Бытие", "Неизреченное Все" Платона. Тот, "кого никто не видел, кроме Сына".


ТОПОРИК. В египетских иероглифах символ силы, а также смерти, Топорик называется "Разрубателем Узла", т. е. женитьбы или каких-либо других уз.


ТОР (Сканд.). От Тонар - "греметь". Сын Одина и Фрейи, и владыка всех Стихийных Духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг (Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днем Юпитера, Jovis dies, Jeudi по-французски - пятый день недели, также посвящен планете Юпитер.


ТОРА (Ев.). "Закон", записанный с перестановки букв еврейского алфавита. О "сокровенной Торе" говорится, что перед тем, как Атти-ка ("Старец Старцев"), готовясь проявить Себя, облекся в части (или члены), Он пожелал сотворить Тору; последняя, сразу после сотворения, обратилась к Нему со следующими словами: "Желающий упорядочить и учредить другие вещи, должен прежде всего упорядочить Сам Себя в Своих надлежащих Формах". Другими словами, Тора, Закон, с самого момента своего рождения, бранит своего Создателя, согласно вышеприведенному отрывку, который является выставкой какого-то более позднего талмудиста. Увеличиваясь и развиваясь, мистический Закон раннего каббалиста был преображен и приспособлен раввинами для замены его мертвой буквой любой метафизической концепции; и, таким образом, раввинский и талмудский Закон подчиняет себе Эйн-Софа и любой божественный Принцип, не обращая внимания на истинные, эзотерические толкования.


ТОРАЛВА, Д-Р ЭЖЕН. Врач, живший в четырнадцатом веке, который получил в качестве подарка от брата Пьетро - крупного мага и доминиканского монаха - демона по имени Зекуиэль, чтобы он верно служил ему (См. "Раз. Изида", II, 70).


ТОТ (Ег.). Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала - обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе ("Тайная Доктрина", II, с. 230, 231). Он "Владыка Гермополя" - сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и луннымдиском, и в руке держит "Око Гора", третий глаз. Он греческий Гермес, богучености, и Гермес Трисмегист, "Трижды великий Гермес", покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж. Бонвик, F. R. G. S.: "Тот... обладает мощным воздействием на воображение... в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только - как предполагают - нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля". Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении, "Мудрость Египтян".... "Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад". Согласно Платону, "Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв". Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: "Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ". Другими словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает, что "крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был ничем иным как монограммой его имени". Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: "Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он... представитель звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте".


ТОФЕТ (Ев.). Место в долине Геенны, недалеко от Иерусалима, где постоянно поддерживался огонь, на котором в жертву Ваалу приносились дети. Таким образом местность эта является прообразом христианского Ада, огненной Геенны вечного проклятия.


ТОХУ  БОХУ (Ев.). От ТОХУ - "Глубь" и БОХУ, "предвечное Пространство" - или Глубь Предвечного Пространства, вольно переведенное как "Хаос", "Смятение" и т. д. Произносится и пишется также".


ТОЧКА  В  КРУГЕ. В своем эзотерическом значении - первый непроявленный логос, выявляющийся в бесконечном и безбрежном протяжении Пространства, представленного Кругом. Это план Беспредельности и Абсолютности. Это только одно из бесчисленных и скрытых значений этого символа, который является самой значительной из всех геометрических фигур, применяемых в метафизической эмблемологии. Что касается масонов, они из этой точки сделали "отдельного брата", долг которого перед Богом и человеком очерчен этим кругом, и добавили Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, чтобы те сопровождали этого "брата", изобразив их двумя вертикальными параллелями.


ТОЯМБУДХИ (Ск). Страна, в северной части которой расположен "Белый Остров" - Швета Двипа - один из семи пуранических островов или континентов.


ТРАЙЛОКЬЯ или ТРИЛОКЬЯ (Ск.). Букв., "три сферы" или мира; дополнительная триада к браминской четверке миров под названием Бхуванатрайа. Буддийский светский мирянин назовет лишь три деления каждого мира, тогда как непосвященный брамин будет утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего суть чисто физические и чувственные, Трайлокья буддистов - чисто духовные и этические. Полное описание браминского деления можно найти под словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в следующей параллели:
 
 
Браминское Деление Миров
1. Бхур, земля. 
2. Бхува, небеса, небесный
3. Свар, атмосфера, небо. 
4. Махар, вечная светящаяся
сущность. 

 

}

Буддийское Деление Сфер. 
1. Мир желания, Камадхату или Камалока
2. Мир формы, Рупадхату. Cвод. 

3. Бесформенный мир
Арупадхату

Все это миры посмертных состояний. Например, Камалока или Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные каббалисты называют миром астрального света, и "миром оболочек". Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в ее атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причем самое высшее является обителью тех, кто умерли в результате несчастного случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства, или иным образом явились жертвами внешних сил. Это есть место, где все те, кто умерли до истечения времени, отпущенного им, и высшие принципы которых, поэтому, не идут сразу в состояние Дэвачана, - спят сладким сном забвения без сновидений, по окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно переходят в состояние Дэвачана. Рупадхату есть небесный мир форм, или то, что мы называем Дэвачаном. Непосвященные брамины, китайские и другие буддисты делят Рупадхату на восемнадцать Брама или Дэва-лок; жизнь души там длится от полу- Юги до 16`000 Юг или Кальп, и высота "Теней" составляет от полу-йоджаны до 16`000 йоджан (йоджана - мера длины от пяти с половиной до десяти миль!!); и тому подобная теологическая чушь, вышедшая из жреческих мозгов. Но Эзотерическая Философия учит, что хотя для Эго в это время все или все сохраняют свою форму (как во сне), все же, так как Рупадхату есть чисто ментальная сфера, и состояние, то сами Эго вне пределов собственного сознания не имеют формы. Эзотеризм делит эту "сферу" на семь Дхиан, "сфер" или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их ментальными представителями. Арупадхату: эта "сфера" опять делится на семь Дхиан, еще более абстрактных и бесформенных, ибо этот "Мир" лишен вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая сфера посмертной Трайлокьи; и так как это обитель тех, кто уже почти готовы для Нирваны, и по существу, является самим порогом состояния Нирваны, то ясно, что в Арупадхату (или Арупавачаре) не может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства, связанного с нашей трехмерной Вселенной.


ТРАЭТАОНА (Мазд.). Персидский Михаил, который боролся с Зохаком или Ажи-Дахакой, змием-разрушителем. В "Авесте" Ажи-Дахака является трех главым чудовищем; одна из его голов - человеческая, две других - змеиные. Дахака, который в Зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона, рurрureum signum draconis. Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического человека, а две змеиные головы - двойственного манасического принципа, ибо и дракон, и змей, оба служат символами мудрости и оккультных сил.


ТРЕТА  ЮГА (Ск.). Вторая эпоха мира, период в 1 296 000 лет.


ТРИАДА, или ТРОЕ. Десять Сефиротов при созерцании представляются в виде группы из трех триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную триаду; Хезед, Гебура и Тиферет - вторую; Нэцах, Ход и Иесод - низшую триаду. Десятая Сефира, Малкут, стоит позади этих трех триад (У. У. У.).

Вышеизложенное - это ортодоксальная Западная Каббала. Восточныеоккультисты признают лишь одну триаду - верхнюю (соответствующую Атма-Буддхи и "Оболочке", которая отражает их свет, - три в одном) - и учитывают семь низших Сефиротов, каждый из которых является представителем одного "принципа", начиная с Высшего Манаса и кончая Физическим Телом - причем Малкут является представителем последнего в Микрокосме, а Земля - в Макрокосме.


ТРИ-БХУВАНА, или ТРИ-ЛОКА (Ск.). Три мира - Сварга, Бхуми, Патала - или Небо, Земля или Ад в народных верованиях; эзотерически они суть Духовная и Психическая (или Астральная) сферы, и Земная сфера.


ТРИВИДИА (Ск.). Букв., "три знания" или "науки". Это - три основные аксиомы в мистицизме:

а) непостоянство всего существования, или Анитья;

б) страдание и мучение всего, что живет и существует, или Дуккха;

и в) все физическое, объективное существование столь же мимолетно и нереально, как мыльный пузырь во сне, или Анатма.


ТРИВИКРАМА (Ск.). Эпитет Вишну, употребляемый в "Риг-Веде" в связи с "тремя шагами Вишну".
Первый шаг он сделал на земле, в формеАгни;
второй в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха;
и третий на небе, в образе Сурьи, солнца.

ТРИВИДХА  ДВАРА (Ск.). Букв., "трое врат", которые суть тело, рот и ум; или чистота тела, чистота речи, чистота мысли - три добродетели, необходимые для того, чтобы стать Буддой.


ТРИГУНЫ (Ск.). Три раздела врожденных качеств дифференцированной материи - т. е. полного покоя (сатва), деятельности и желания (раджас), застоя и гниения (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве (см. "Тримурти").


ТРИДАНДИ (Ск.). Название это обычно дается классу или секте санньяси, которые постоянно держат в руке нечто вроде посоха (данда), разветвляющегося вверху на три прутика. Этимология этого слова разнообразна, и некоторые называют как тройную нить брамина.


ТРИ-ДАША (Ск.). Трижды десять или "тридцать". Это округленно численность индийского Пантеона - тридцать три кроры божеств - двенадцать Адитьев, восемь Васу, одиннадцать Рудр и два Ашвина, или тридцать три коти, или 330 миллионов богов.


ТРИДЖНАНА (Ск.). Букв., "тройное знание". Оно состоит из трех ступеней:
1). вера, основываясь на вере;
2). вера, основываясь на теоретическом знании;
и 3). вера на основе личного и практического знания.

ТРИДЦАТЬ  ДВА  ПУТИ  МУДРОСТИ (Каб.). В "Зохаре" говорится, что Хокма (мудрость) порождает все вещи "посредством (этих) тридцати двух путей". ("Зохар", III, 290 а). Их полное описание можно найти в "Сефер Иецире", где буквы и цифры как бы объективно представляют собой Тридцать Два пути Мудрости, при помощи которых Элохимы построили всю Вселенную. Ибо, как говорится в другом месте, разум "выходит из Зейр Анпина, и поэтому распространяется и расходится по тридцати двум путям". Зейр Анпин, "Короткий Лик" или "Меньшее Лицо", есть Небесный Адам, Адам Кадмон, или Человек. Человек в "Зохаре" рассматривается как двадцать две буквы еврейского алфавита, к которым добавляется декада, - отсюда и тридцать два символа его способностей или путей.


ТРИКАЯ (Ск.). Букв., три тела, или формы. Это исключительно сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой пантеистически, как единство, составленное из Божественного, чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в субъективную, затем в объективную материю, находится в основе всех этих триад и троиц. Так, в философском Северном Буддизме мы находим:
1). Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум);
2). Дхиани-Будд (или Бодхисаттв);
3). Мануши (Человеческих) Будд.
У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество, теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба рассматривались на той же основе, если даже и не полностью совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться, если сказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле, тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы; в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры, называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью, ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого, впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так, экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении, он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая "абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будд в полной Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary"). Это - мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного Буддизма. И если это не умышленное искажение философии, внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать, слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из этих терминов (см. в этом отношении также термин "Тришарана").


ТРИ-КУТА (Ск.). Букв., "три вершины". Гора, на которой была выстроена Ланка (современный Цейлон) и ее столица. Аллегорически говорится, что это горная цепь, идущая на юг от Меру. И нет сомнения, что так и было, до того как Ланка ушла под воду, оставив теперь над водой лишь самые высокие вершины этой цепи. Подводная топография и геологические формации должны были основательно измениться со времен Миоценского периода. Существует легенда, что Вайю, бог ветра, снес вершину Меру и бросил ее в море, где она с тех пор стала Ланкой.


ТРИ  ЛИКА. Тримурти индийского Пантеона; три ипостаси единого божества. В "Книге Заповедей" сказано: "Существуют два Лика, один в Тушите (Дэвачане), и один на Миалбе (земле); и Превышний Святой объединяет их и в конце концов поглощает обоих".


ТРИЛИСТНИК. Подобно трилистнику - эмблеме Ирландии - он имеет символическое значение "тайны трех-в-одном", как называет его один писатель. Он венчал голову Озириса, и венок этот упал, когда Тифон убил сияющего Бога. Некоторые видят в нем фаллическое значение, но в Оккультизме мы отвергаем такую идею. Это было растение Духа, Души и Жизни.


ТРИЛОЧАНА (Ск.). Букв., "трехокий", эпитет Шивы. Рассказывают, что однажды, в то время, когда на Гималайской вершине этот бог предавался суровому аскетизму, его жена любовно положила руку на его третий глаз, который вспыхнул изо лба Шивы большим пламенем. Это тот глаз, которым был испепелен Кама, бог любви (в аспекте Мары, искусителя), за то, что пытался внушить Шиве, во время его благочестивых медитаций, мысли о его жене.


ТРИМУРТИ (Ск.). Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю - воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным: создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир, Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие - Вишну, третьи - Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный, создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают разницы между этими тремя". По существу, все эти три "личности" Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи, само-создающейся, само-хранящейся и само- разрушающейся, С целью возрождения и усовершенствования, это есть правильное значение; и это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или свойства активности, желания порождать потомство, того желания, благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни. Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения, возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое характеризует промежуточный период между полной зрелостью и началом упадка; тогда как Шива - олицетворение Тамогуны - что есть качество застоя и конечного разложения - конечно, становится разрушителем. Это является настолько же высоко философским под своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать ее миру.


ТРИ  ОГНЯ (Оккульт.). Название, данное Атма-Буддхи-Манасу, которые, когда объединены, становятся одним.


ТРИПАДА (Ск.). "Трехногий", лихорадка, персонифицированная как имеющая три ноги или стадии развития - Холод, Жар и Пот.


ТРИПИТАКА (Ск.). Букв., "три корзины", название буддийского канона. Состоит из трех частей:

1) учение;

2) предписания и законы для жречества и аскетов;

3) философские трактаты и метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона. Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны черпали свои фундаментальные доктрины.

Существует и четвертая часть - "Самьякта Питака". Но так как она - более позднее добавление китайских буддистов, то не принимается Южной Церковью Сиама и Цейлона.


ТРИРАТНА, или РАТНАТРАЙА (Ск.). Три Сокровища, специальное выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или Самгха); последние два, в современном толковании, означают "религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха). Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должны произноситься как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы", последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако, рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле, истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое жречество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь - современных) учений явили больше природной интуиции, нежели фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды; т. е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде, символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же каждый последователь истинно философского Буддизма - названного м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать - "Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный" Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с Дхармой, третий элемент троицы, т. е. "Самгху", что есть постижимая сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее "жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или "посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы - божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный свет из единого "безграничного света". Таково философское значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э. Дж. Эйтель из Гонконгазамечает по этому поводу: "Таким образом, догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры и некогда достигла своего высшего проявления в концепции трех ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию эволюции трех абстрактных принципов!". И если уж один из способнейших европейских ученых склонен приносить любой философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках невежественных миссионеров?


ТРИ  СТУПЕНИ (Посвящения). Каждый народ имел свою экзотерическую и эзотерическую религии, одну для масс, другую для образованных и избранных. Например, у индусов было три ступени с несколькими суб-ступенями. Также и египтяне имели три предварительных ступени, в Мистериях олицетворенный "тремя хранителями огня". Китайцы имели свое древнейшее Общество Триады; а у тибетцев по сей день существует их "тройной шаг"; который в "Ведах" символизировался тремя шагами Вишну. Повсюду в древности мы находим безграничное почитание Триады или Треугольника - первой геометрической фигуры. У древних вавилонян существовало три степени посвящения в жречество (что было тогда эзотерическим знанием); евреи, каббалисты и мистики заимствовали их от халдеев, а христианская Церковь - от евреев. "Имеются Два", говорит раввин Симон бен Иохаи, "в соединении с Одним; поэтому они суть Три, и если они суть Три, то они суть Один".


ТРИСУПАРНА (Ск.). Определенная чась "Веды", после изучения которой брамин также называется Трисупарна.


ТРИТЕМИЙ. Аббат испанских бенедиктинцев, исключительно ученый каббалист и Адепт Тайных Наук, друг и наставник Корнелия Агриппы.


ТРИТОН (Гр.). Сын Посейдона и Амфитриды, тело которого от поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб - таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и рisces, как принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие, которое греки называют Козерогом, и последний является индийским Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и его толкование является полностью оккультным и мистическим, и известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию. Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим, сколь духовным и мистическим (см. "Тайная Доктрина", II, с. 724-729).


ТРИШАРАНА (Ск.). То же, что "Триратна", и принято как Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это было принято соборами в качестве чистого formula fidei, предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме", "прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь толкуется, но не в том, как "Свет Азии желал бы преподать эту формулу. О Трикае м-р Э. Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось, имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом Дхармакая, т. е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понятое чисто пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том, чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой конечной мысли - будет достаточным указать на следующее:

- 1) "Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию состояния Дхармакая, и именно потому, что последнее прекращает для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным, т. е. с человечеством;

2) Это не Будда (Готама, смертный человек, или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в "трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи, универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости, который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи, или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная) погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда, должен рассматриваться - пребывая в Арупадхату, бесформенном состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В "отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм", живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни "практических Бодхи", - в "озаренных" формах, или формах Будд, добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом, имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос, предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо, еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи, который "как Дхиани Будда правит в сфере духовной" (четвертой Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани-Бодхисаттвах, "правящих в третьей Буддакшетре", или сфере мыслеосновы; и даже о Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй Буддакшетре, - то относить "идею о единстве в троице" к трем личностям - в высшей степени нефилософично.


ТРИШНА (Ск.). Четвертая Нидана; духовная любовь.


ТРИШУЛА (Ск.). Трезубец Шивы.


ТРИЯНА (Ск.). "Три проводника" через Сансару - океан рождений, смертей и перевоплощений - суть проводники, называемые Шравака, Пратьека Будда и Бодхисаттва, или три степени состояния Йога. Термин Трияна используется также для обозначения трех школ мистицизма - Махаяны, Мадхьимаяны и Хинаяны; из которых первая есть "Большая", вторая - "Средняя", и последняя - "Малая" Колесница. Все другие системы между Большая и Малой Колесницами считаются "бесполезными". Поэтому Пратьека Будда соотнесен с Мадхьимаяной. Ибо, как поясняется, "это (состояние Пратьека Будды) относится к тому, кто живет только для себя и очень мало для других, занимая середину колесницы, заполняя ее всю и не оставляя места для других". Таков эгоистичный кандидат на Нирвану.


ТРОИЦА. Каждый знает христианскую догму "три в одном" и "один в трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам, в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь одну из трех "личностей". Все триады неевреев были составлены из Отца, Матери и Сына. Превратив это в "Отца, Сына и Святого Духа", он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как к своей "матери", в любом гностическом Евангелии.


ТУВАЛ  КАИН (Ев.). Библейский Кабир, "наставник каждого мастера по меди и железу", сын Циллы и Ламеха; тождественен греческому Гефесту или Вулкану. Его брат Иубал, сын Ады и единоутробный брат Иабала (первый из них - отец "играющих на гуслях и свирели", а другой - отец "имеющих скот"), также являются Кабирами: ибо, согласно Страбону, именно Кабири (или Циклопы в одном смысле) изготовили гусли для Кроноса и трезубец для Посейдона, в то время как некоторые другие их братья были наставниками в земледелии. Тувал-Каин (или ТХУВАЛ-КАИН) есть слово, употребляемое в степени Мастера-Масона в ритуале и церемониях Франкмасонов.


ТУЛИЯ (Лат.). Дочь Цицерона, в гробнице которой, как заявляли некоторые алхимики, был найден постоянно горевший светильник, поставленный там более чем за тысячу лет до этого.


ТУМ (Ег.). Бог, происшедший от Озириса в его аспекте Великой Глуби Нут. Он - Протею-подобный бог, который порождает других богов, "принимая любую форму по желанию". Он есть Фохат. ("Тайная Доктрина", I, 841).


ТУМ, или Toom. "Братья Тум", очень древняя школа Посвящения в Северной Индии во времена преследований буддистов. "Тум Б'хай" стала ныне "Аум Б'хай", и хотя теперь пишется иначе, обе школы слились в одну. Первая состояла из кшатриев, вторая из браминов. Слово "Тум" имеет двоякое значение - тьма (абсолютная тьма), которая как абсолют выше самого высокого и чистого света, и значение, основанное на мистическом приветствии среди Посвященных, "Ты есть ты, ты сам", что является эквивалентом "Ты един с Бесконечным и Всем".


ТУММИМ (Ев.). "Совершенства". Орнамент на нагрудниках древних Верховных Жрецов Иудаизма. Современные раввины и знатоки древнееврейского языка могут смело сказать, что они понятия не имеют о совместных назначениях Туммим и Урим; но каббалисты, а также и оккультисты имеют. Это были орудия магического предсказывания и пророческого общения - теургического и астрологического. Это доказывается следующими общеизвестными фактами:
       1) на каждом из двенадцати драгоценных камней было выгравировано имя одного из двенадцати сыновей Иакова, причем каждый из этих "сыновей" олицетворял один из знаков зодиака;
       2) оба были пророческимиобразами, подобно терафимам, и вещали пророчества голосом, и оба служили посредниками при гипнозе и погружении жрецов, носивших их, в экстатическое состояние. Урим и Туммим не были нововведением евреев, но были заимствованы (подобно большинству других их религиозных обрядов) от египтян, у которых мистический скарабей, которого Иерофанты носили на груди, имел те же функции. Таким образом, они были чисто языческими и магическими способами предсказывания; и когда еврейского "Господа Бога" предварительными заклинаниями призывали явить свое присутствие и провозгласить свою волю через Урим, то modus oрerandi был тот же, который применялся всеми нееврейскими жрецами во всем мире.

ТУМОС (Гр.). Астральная, животная душа; Кама-Манас; Тумос означает страсть, желание и смятение, и в таком смысле употреблен Гомером. Слово это, по всей вероятности, произошло от санскритского Тамас, которое имеет то же значение.


ТУРИЯ (Ск.). Состояние глубочайшего транса - четвертое состояние Тарака Раджа Йоги, то, которое соответствует Атме, и на этой земле - сну без сновидений, - причинное состояние.


ТУРИЯ  АВАСТХА (Ск.). Почти Нирваническое состояние в Самадхи, которое само по себе есть блаженное состояние созерцательной Йоги за пределами этого плана. Это - состояние высшей Триады, совершенно отличающееся (хотя все еще неотделимо) от состояний Джаграт (бодрствования), Свапна (сновидения) и Сушупти (сна).


ТУШИТА (Ск.). Класс богов, обладающих высокой чистотой, в индусском Пантеоне. В экзотерическом или народном Северном Буддизме это есть Дэва-лока, небесная область на материальном плане, где вновь рождаются все Бодхисаттвы, прежде чем снизойти на эту землю как будущие Будды.


ТХАЛЛАСА (Гр.). Море (См. "Тхаллатх").


ТХАЛЛАТХ (Халд.). То же, что Тхалласа. Богиня, олицетворяющая море, идентичная с Тиамат и связанная с Тамти и Белитой. Богиня, которая родила все виды первобытных чудовищ в космогонии, изложенной Берозом.


ТХАРАНА (Ск.). "Месмеризм" или, вернее, само-вызванный транс или самогипноз; действие, применяемое в Индии, которое обладает магическим характером и является чем-то вроде изгнания бесов. Букв., "удалить, смести" (злые воздействия, - тхархн означает метла, а тхарнхан - тряпка для пыли); изгнание злых бхутов (злая аура и злые духи) с помощью благотворной воли гипнотизера.


ТХЕЛИ (Халд.). Большой Дракон, который, как утверждается, символически обнимает вселенную. Еврейскими буквами этот TLI = 400 + 30 + 10 = 440; когда "его холка (первая буква) обуздана", говорят раввины, - остается 40, или эквивалент Мем; М = Вода, воды над твердью. Очевидно, та же мысль, которую символизирует Шеша - Змий Вишну.


ТХЕРО (Пали.). Жрец Будды. Также Тхеруннансе.


ТХОТХОРИ  НЬЯН  ЦАН (Тиб.). Царь Тибета в четвертом веке. Рассказывают, что во время его владычества его посетили пять таинственных незнакомцев, которые открыли ему, каким образом он мог бы использовать для благоденствия своей страны четыре драгоценности, упавшие с неба в золотой шкатулке в 331 г. н. э., и "которыми никто не знал, как пользоваться". Это были (1) руки, сложенные так, как их скрещивают буддийские аскеты; (2) украшенный драгоценностями Чортен (ступа, воздвигаемая над хранилищем реликвий); (3) драгоценный камень с надписью "Аум мани падме хум"; и (4) Заматог, религиозный труд по этике, одна из частей Канджура. Голос с неба тогда возвестил царю, что через определенное число поколений все узнают, сколь драгоценными были эти четыре вещи. Провозглашенное число поколений привело мир к седьмому столетию, когда Буддизм стал официальной религией Тибета. Отдавая должное мифическим вольностям, в четырех вещах, упавших с неба, голосе, и пяти таинственных незнакомцах можно легко усмотреть исторические факты. Это, без сомнения, были пять Архатов или Бхикшу из Индии, отправившихся провозглашать новую веру. Многие индийские мудрецы, преследуемые в Индии за эту новую веру, уходили в Тибет и Китай.


ТХУМИ  САМБХОТА(Ск.). Индийский мистик и образованный муж, изобретатель тибетского алфавита.


ТЯНЬ-СИН (Кит.). Букв., "небо разума", или абстрактные, субъективные, идеальные небеса. Метафизический термин, применяемый по отношению к Абсолюту.


ТЯНЬ-ХОАН (Кит.). Двенадцать иерархий Дхиани.



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz