ЭА
(Халд.), также ХЭА. Второй бог первоначальной
вавилонской троицы, состоявшей из Ану,
Хэа и Бэла. Хэа был "Творителем Судьбы",
"Владыкою Глуби", "Богом Мудрости и Знания"
и "Владыкою Города Эриду".
ЭБЕЛ-ЗИВО
(Гн.). Метатрон или помазанный дух
у назареев-гностиков;
то же, что ангел Гавриил.
ЭБИОНИТЫ
(Ев). Букв., "бедные"; самая ранняя секта
еврейских
христиан,
другой такой являются назареи. Они существовали
тогда, когда еще не было слышно слово "христианин".
У эбионитов было много повествований об Иассу (Иисусе),
адепте-аскете,
вокруг которого создавалась легеда Христа.
Так как существование этих нищих аскетов можно проследить по крайней мере
на век раньше хронологического Христианства,
то это является дополнительным доказательством того, что Иассу или
Иешу
жил во времена царствования Александра Ианнея в Лиде (или Ладе), где он
был предан смерти, как утверждается в "Сефер Толдос Иешу".
ЭВАПТО.
Посвящение,
то же, что Эпоптейа.
ЭВОЛЮЦИЯ.
Развитие высших классов животных от низших. Как указано в "Разоблаченной
Изиде": "Современная Наука признает только одностороннюю физическую эволюцию,
благоразумно избегая и игнорируя более высокую или духовную
эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство
древних философов и психологов
над ними самими. Мудрецы древности, поднимаясь
до непознаваемого, в качестве отправной точки выбрали первое проявление
невидимого,
неизбежное и, рассуждая строго логически, абсолютно необходимое творящее
Существо, Демиурга
вселенной. У них эволюция
начиналась от чистого духа, который, спускаясь
все ниже и ниже, принимал наконец видимую и постижимую
форму и становился
материей. Дойдя до этой точки, далее они рассуждали по Дарвиновскому методу,
но на гораздо более обширной и всесторонней основе" (См. "Эманация").
ЭГКОСМИОИ
(Гр.). "Интеркосмические боги, каждый из
которых властвует над большим числом демонов,
которым они дают свою силу и при желании передают ее от одного другому",
говорит Прокл, и добавляет то, чему учит
эзотерическая доктрина. В своей системе он изображает
высшие сферы от зенита Вселенной до Луны
принадлежащими богам, или
планетарным Духам,
в соответствии с их
иерархиями и классами. Наивысшими среди них являлись
двенадцать Хупер-ураниои,
сверх-небесные
боги. Следующими за ними в степени и силе были Эгкосмиои.
ЭГО
(Лат.). "Я"; сознание в человеке "я семь я" - или чувство "я есмь". Эзотерическая
философия
учит о существовании двух Эго в человеке:
смертного
или личного, и Высшего,
Божественного и
Безличного, называя первое "личностью",
второе - "Индивидуальностью".
ЭГОТИЧНОСТЬ.
От слова "Эго". Эготичность означает "индивидуальность",
никогда "личность", и есть противоположное
эгоизму
или "самости", свойству последней рar excellence.
ЭГРЕГОРЫ.
Элифас
Леви называет их "руководителями
душ,
которые являются духами
энергии и действия",
- что бы это ни значило. Восточные оккультисты
описывают Эгрегоров как Существа, тела и сущность которых суть ткань так
называемого астрального света. Они - тени
более высоких Планетарных Духов, тела которых
образованы из сущности более высокого божественного света.
ЭДДА
(Исланд.). Букв., "прабабушка" скандинавских
баллад. Они были собраны и
изданы епископом
Бриньюлдом Свейнсоном в 1643 г. Существуют два собрания
"Саг", переведенных северными
скальдами,
и две "Эдды". Автор самой ранней неизвестен и древность ее очень велика.
Эти "Саги" были собраны в XI веке исландским
священником;
вторая является сводом
истории (или мифов)
богов, о которых говорится в
первой - ставших германскими
божествами,
великанами, гномами
и героями.
ЭДЕМ
(Ев.). "Наслаждение", радость. В "Бытии" - Богом построенный "Сад Наслаждений";
в Каббале - "Сад Наслаждений", место Посвящения
в мистерии. Востоковеды отождествляют его
с местом, которое было расположено в Вавилонии в районе Кардуньяс, называемом
также Ган-дуну, что очень похоже на Ген-эдем
евреев (См. труды сэра Х. Роулинсона и Г. Смита). В этом районе протекают
четыре реки: Евфрат,
Тигр,
Сурапи, Укни. Две первые были приняты евреями
без каких-либо изменений, две другие они, по-видимому, переделали в "Гихон
и Писон", чтобы иметь хоть что-то оригинальное. Ниже представлены некоторые
соображения по идентификации Эдема, выдвинутые ассириологами. Города Вавилон,
Ларанча,
Сиппара
были основаны, согласно хронологии
евреев, до потопа. "Сурипак был городом
ковчега, гора на восток от Тигра - местом нахождения
ковчега, в Вавилоне
находилась башня, и Ур халдеев
был местом рождения Авраама". А так как Авраам, "первый предводитель
еврейской
расы,
отправился из
Ура в Харан в Сирии, и оттуда - на Палестину", то лучшие
ассириологи
считают, что это представляет "отличное доказательство в пользу гипотезы,
что Халдея была местом происхождения этих
преданий (в Библии) и что евреи получили их первоначально от вавилонян".
ЭДОМ
(Ев.).
Цари
эдомитян. В аллегории семи
Царей Эдома, которые "правили в
стране Эдом до того, как над детьми
Израиля царствовал какой-либо Царь"
("Бытие", XXXVI, 31), можно найти глубоко
скрытую
тайну.
Каббала учит, что это Царство было
одним из "неуравновешенных сил" и непременно неустойчивого характера. Мир
Израиля представляет тип состояния миров,
которые возникли в более позднем периоде, когда было установлено равновесие
(У. У. У.).
С другой стороны, Восточная Эзотерическая
Философия
учит, что семь Царей Эдома не являются типом погибших
миров
или неуравновешенных сил, но символом
семи
человеческих
Коренных рас, четыре из которых уже прошли, пятая протекает, а две еще
должны придти. Хотя и на языке эзотерических
маскировок
намек в "Откровении"
Св. Иоанна достаточно ясен, когда говорится (XVII,
10): "А вот семь Царей: пятеро падших и один (пятый, еще) имеется, и другой
(шестая Коренная раса) еще не пришел.... Если бы все семь Царей Эдома погибли,
как миры "неуравновешенных сил", то как
пятый мог бы еще быть, а другой или другие "еще не пришли"? В "The Kabbalah
Unveiled", с. 48, мы читаем: "Семь Царей умерли и их владения разрушены",
и подстрочное замечание подчеркивает это утверждение, указывая, что "эти
семь Царей являются Царями эдомитян".
ЭДРИС
(Араб.), или ИНДРИС. Означает "Ученый" - эпитет,
относимый арабами к Еноху.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
(Гр.). Скрытый, тайный, От греческого
esotericos, "внутренний", сокровенный.
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
БОДХИЗМ.
Сокровенная
мудрость
или разум, от греческого
esotericos, "внутренний", и
санскритского
Бодхи, "знание", разум - в отличие от
Буддхи, "способности познания или разума",
и Буддизма, философии
или Закона Будды (Озаренного). Пишется
также "Будхизм", от Будха
(Разум и Мудрость), сына
Сомы.
ЭЙДОЛОН
(Гр.). То же, что мы именуем человеческим
фантомом,
астральной
формой.
ЭЙН
(Ев.).
Негативно существующий; божество в покое и абсолютно
пассивное.
(У. У. У.)
ЭЙН-АЙОР
(Халд.). Единственный "Самосущий",
мистическое
название божественной
субстанции. (У. У.
У.)
ЭЙН
СОФ (Ев.). "Безграничный" или Беспредельный;
Божество
эманирующее
и распространяющееся. (У. У. У.) Эйн Соф пишется также En Soрh и Ain Suрh,
но никто, даже раввины, не уверены в написании
гласных. В религиозной метафизике
древних еврейских философов
Принцип
Единого был абстракцией, подобно
Парабрахман'у, несмотря на то, что современные
каббалисты преуспели сейчас, с помощью
чистой софистики и парадоксов, в создании из него "Всевышнего Бога", и
ничего более высокого. Но у ранних халдейских
каббалистов
Эйн Соф - "без формы и существования", "не имеющий подобия ни с кем другим"
(Франк, "Die Kabbala", с. 126). То, что Эйн Софа никогда не рассматривали
как "Творца", утверждает даже такой ортодоксальный иудей, как Филон,
который "Творца" называет
Логосом, следующим
за "Беспредельным", и "Вторым Богом". "Второй Бог есть мудрость
его (Эйн Софа)", говорит Филон ("Quaest.
et Solut.").
Божество есть
Ни - что; оно безымянно и поэтому названо Эйн
Софом; Эйн означает ничто. (См.
Франк, "Kabbala", с. 153, прим.)
ЭЙН
СОФ АУР (Ев.). Беспредельный Свет, который концентрируется
в Первой и высшей
Сефире, или Кэтер,
Венце.
(У. У. У.)
ЭКА
(Ск.). "Один"; также синоним Махата, Вселенского
Разума как принципа Разумности.
ЭКАНА-РУПА
(Ск.). Одно (и Многие) тела или формы; термин, относимый в "Пуранах"
к Божеству.
ЭКАШЛОКА
ШАСТРА (Ск.). Труд Нагарджуны
о Шастрах (Священных Писаниях); мистический
труд,
переведенный на китайский.
ЭКБАТАНА.
Знаменитый горрод в Мидии, достойный занять место среди семи
чудес
мира.
Он описан Дрэпером в его "Conflict between Religion and Science", гл. I,
следующим образом... "Прохладная летняя резиденция персидских царей была
защищена семью окружавшими ее стенами из вырубленных и полированных глыб;
внутренние стены были последовательно возрастающей высоты и разных
цветов,
в астрологическом соответствии с семью
планетами.
Дворец был покрыт серебряными
изразцами, балки его были покрыты золотом.
В полночь в его залах Солнце заменяли многие ряды факелов гарного масла.
Райский сад, эта роскошь повелителей Востока, был разбит в центре города.
Персидская империя поистине была мировым садом".
ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ.
Внешний,
публичный;
противоположный
эзотеричскому или скрытому.
ЭКСТАЗ
(Гр.). Психо-духовное
состояние; физический транс, который вызывает ясновидение,
и блаженное состояние, порождающее видения.
ЭКСТРА-КОСМИЧЕСКИЙ.
Вне Космоса или Природы; бессмысленное
слово, изобретенное для утверждения существования личного
бога, независимого от Природы рer se или находящегося вне ее, в противоположность
Пантеистической идее, что весь Космос
пропитан или одушевлен
Духом
Божества;
и что Природа является лишь одеянием, а материя - иллюзорной
тенью реального невидимого Присутствия.
ЭЛЕВЗИНИИ
(Гр.). Элевзинские Мистерии были наиболее
знаменитыми и наиболее древними из всех греческих Мистерий
(за исключением Самофракийских), и праздновались
близ селения Элевзия, недалеко от Афин.
Епифаний прослеживает их до времен
Инаха
(1800 г. до Р. Х.); по иной версии они
учреждены
Евмолпом, Царем Фракии и Иерофантом.
Они праздновались в честь
Деметры,
греческой
Цереры и египетской
Изиды;
а последний акт действия относился к приносимой жертве искупления и к воскресению,
когда Посвященный допускался к высшей степени
"Эпопта". Празднество
Мистерий
начиналось в месяце Боэдромионе (сентябрь), во время сбора винограда, и
длилось с 15 по 22 число, семь дней. Еврейский праздник
Табернакл, праздник
Сбора Урожая в месяце Этаним (седьмом), тоже начинался 15 и кончался 22
числа этого месяца. Название месяца (Этаним) произошло согласно некоторым
писателям, от: Адоним, Адониа,
Аттеним,
Этаним, в честь Адоная
или Адониса (Таммуза),
смерть
которого оплакивалась евремями в рощах
Вифлеема. Жертвоприношение "Хлеба
и Вина" совершалось до Мистерий
посвящения,
а во время церемонии
тайны провозглашались
кандидатам
из петромы, своего рода книги, сделанной из двух каменных скрижалей (петрай),
скрепленных с одной стороны и раскрывающихся подобно книге. (Для дальнейших
разъяснений см. "Раз. Изида", II, с. 51 и 107, и след.).
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ. Одно из названий,
данных Александрийской школе
неоплатоников.
ЭЛЕМЕНТАЛЫ.
Духи
Стихий.
Существа, развивающиеся в четырех
Царствах или Стихиях - земле,
воздухе,
огне
и воде.
Каббалисты
называют их гномами (земли), сильфами
(воздуха),
саламандрами (огня),
и ундинами (воды).
За исключением некоторых из высших классов и их властителей, они являются
скорее силами природы, чем эфирными мужчинами и женщинами.
Эти силы как послушные посредники оккультистов
могут производить разные действия, но служа "Элементариям"
- в этом случае они порабощают медиумов
- будут вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа,
порожденные на 5-ом,
6-ом и 7-ом
планах
нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дхэвы,
джины,
силваны,
сатиры,
фавны,
эльфы, гномы,
тролли,
кобольды,
домовые,
водяные,
пинки,
банши,
болотные, белые дамы, привидения,
феи
и т. д., и т. д.
ЭЛЕМЕНТАРИИ.
Строго говоря, это развоплощенные души
развращенных:
эти души уже за некоторое время до смерти
отделили от себя свой божественный дух
и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне
знаний
считается лучше относить этот термин к привидениям
или фантомам развоплощенных личностей,
вообще к тем, временное обиталище которых есть Кама
Лока. Элифас Леви и некоторые другие
каббалисты
делают мало различия между духами-элементариями
- бывшими людьми, и теми существами, которые
населяют стихии и являются слепыми
силами
природы. Однажды отделившись
от своих
высших триад и своих тел, эти
души остаются в своих Камарупических
оболочках, и непреодолимо притягиваются
к земле, к элементам, родственным их грубым натурам. Их пребывание в Кама
Локе разнится по длительности, но неизменно кончается распадением,
растворением,
словно столб дыма, атом за атомом, в окружающих элементах.
ЭЛЕФАНТА.
Остров
недалеко от Бомбея в
Индии, на котором находятся хорошо сохранившиеся руины
пещерного
храма того же названия. Он один из древнейших в стране и несомненно
является
циклопической постройкой, хотя покойный
Дж. Фергюсон и отрицал
его большую древность.
ЭЛИВАГАР
(Сканд.). Воды Хаоса,
в космогонии древних скандинавов названные "потоком Эливагара".
ЭЛОГЕЙ
(Гн.). Гений и владыка Юпитера;
его Планетарный Дух. (См. "Против Цельса"
Оригена).
ЭЛОХИМ
(Ев.). Также Алхим, это слово пишется
по-разному. Годфри Хиггинс всегда пишет его Алейм. Соответствующие еврейские
буквы суть алеф, ламед,
хе,
иод,
мем,
и в числовом значении 1, 30, 5, 10, 40 = 86. Это, по-видимому, есть множественное
число существительного женского рода Элоа,
АЛХ, образованное добавлением
общей формы множественного числа ИМ, окончания
мужского рода; и поэтому
все вместе, очевидно, означает
эманированные
активные
и пассивные
сущности. Как титул это относится к "Бине",
Божественной
Матери, также как и более полный титул IHVH
ALHIM,
Иегова
Элохим. Так же как Бина приводит к семи
последовательным Эманациям, так и "Элохим", как сказано,
представляет семиричную силу божества (У. У. У.).
ЭЛУ
(Синг.).
Древний диалект, употреблявшийся на
Цейлоне.
ЭЛ-ЭЛИОН
(Ев.). Имя Божества, заимствованное евреями от финикийского
Элон - наименования
Солнца.
ЭМАНАЦИЯ
(Учение об.). В его метафизическом смысле оно противоположно Эволюции,
но все же едино с ней. Наука учит, что эволюция
физиологически
является видом зарождения, где зародыш, который развивается в утробный
плод, уже до того существует в родителе, причем развитие и конечная форма,
и особенности этого зародыша устанавливаются в природе; и что в космологии
этот процесс осуществляется бессознательно посредством соотношения элементов
и их различных составляющих. Оккультизм
отвечает, что это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс является Эманацией,
руководимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Следовательно,
поскольку оккультисты и
теософы
полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано
Капилой и Ману,
они скорее эманационисты, чем эволюционисты.
Доктрина
Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские,
так и индийские философы, египетские,
халдейские
и эллинские Иерофанты, а также евреи (в
своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь
вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слово асдт в
Септуагинте
переведено как "ангелы", тогда как оно
означает Эманации,
Эоны: точно так же, как у гностиков.
Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слово асдт, или ашдт, переведено
как "огненный закон", тогда как правильный перевод этого отрывка должен
быть "из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь
в соответствии с законом; т. е. огонь одного
пламени передается и подхватывается другим, словно по следу легко воспламеняющейся
субстанции.
Именно это и есть эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции,
как теперь начинают понимать, во всей
материи предполагается существование
импульса к достижению более высокой формы, - предположение, ясно выраженное
Ману
и другими индусскими философами самой седой
древности. Древо философов иллюстрирует
этого в случае растворения цинка. Разногласия между последователями этой
школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист
прекращает все исследования у пределов "Непознаваемого", эманационист же
верит, что ничто не может эволюционировать (be evolved)
- или, согласно значению этого слова, выйти из утробы,
родиться - если
оно сперва не было запроектировано (been involved), тем самым указывая,
что жизнь, прежде всего, происходит от духовной
силы".
ЭМПУС
(Гр.). Упырь, вампир, злой
демон, принимающий различные формы.
ЭН
(Халд.).
Суффикс отрицания, подобно а в греческом
языке и в санскрите.
Первый слог в "Эн-Соф", или ничто, что начинается
или кончается, "Бесконечное".
ЭНОЙХИОН
(Гр.). Букв., "внутреннее Око", "Провидец",
- намек на третий внутренний, или Духовный
Глаз; настоящее имя Еноха, которое есть искажение от
Ханох.
ЭНС
(Гр.). То же, что греческое То Он, "Бытие", или реальное Присутствие в
Природе.
ЭН
(ЭЙН) СОФ (Ев.). Бесконечный, беспредельный и безграничный.
Абсолютный божественный
Принцип,
безличный
и непостижимый. Буквально это означает "ни-что", т. е. ничто, что может
быть соотнесено с чем-либо другим. Это слово и смысл эквивалентны ведантийским
концепциям
Парабрахма (У. У. У.).
Некоторые западные каббалисты,
тем не менее, умудряются делать из То личное
"Он", мужское божество вместо безличного.
ЭОЛ
(Гр.).
Бог, который, по Гесиоду, сдерживает, а также освобождает ветры;
царь гроз и ветров. Царь Эолии,
изобретатель
паруса и великий астроном,
и поэтому обожествленный после смерти.
ЭОН
или
ЭОНЫ (Гр.). Периоды времени; эманации,
исходящие из божественной сущности, и
небесные существа; гении
и ангелы у гностиков.
ЭПИМЕТЕЙ
(Гр.). Букв., "Тот, кто советуется после" события. В греческой Мифологии
брат
Прометея.
ЭПИНОЙА
(Гр.). Мысль, изобретение, замысел.
Имя, данное гностиками
первому,
пассивному
Эону.
ЭПОПТ
(Гр.). Посвященный. Тот, кто прошел последнюю
стадию посвящения.
ЭРИДАН
(Лат.). Ардан, греческое название
реки
Иордан.
ЭРОС
(Гр.).
Гесиод делает из бога Эроса
третьего члена эллинской первоначальной
Троицы,
состоявшей из Урана,
Геи
и Эроса. Это есть олицетворенная
порождающая
Сила в природе в ее абстрактном
смысле, движитель "сотворения" и порождения. Экзотерически
мифология делает из Эроса бога страстного
животного
желания, - отсюда и
термин эротический;
эзотерически это нечто другое
(См. "Кама").
ЭСИР
(Сканд.). То же, что Асы, олицетворенные
творящие
Силы.
Боги, создавшие черных
гномов, или Эльфов
Тьмы, в Асгарде. Божественные Эсир, Асы,
являются Эльфами Света. Это аллегория, сводящая вместе тьму, исходящую
от света, и материю, рожденную от духа.
ЭФЕС
(Гр.). Известен своей большой метафизической Коллегией, где во времена
апостола Павла учили Оккультизму (Гнозису)
и Платонизму. Город, считавшийся центром
тайных
наук
и того Гнозиса, или Мудрости,
которая прямо противоположна извращению Христо-Эзотеризма
по сей день. В Эфесе находилась большая Коллегия ессеев
и все знания, приобретенные танаимами от
халдеев.
ЭФИР.
Изучающие слишком склонны смешивать его с Акашей
и Астральным Светом. Это ни то, ни другое,
в том смысле, в котором эфир описан физической наукой. Эфир есть материальный
проводник, хотя до сих пор и не обнаруженный
ни одним физическим аппаратом; тогда как Акаша
является определенно духовным
проводником,
идентичным, в некотором смысле, с Анима Мунди;
в то время как Астральный Свет есть лишь
седьмой
и наивысший
принцип
земной атмосферы, так
же необнаружимый, как и Акаша и настоящий
Эфир, поскольку он принадлежит совсем другому плану.
Седьмой
принцип
атмосферы
земли, как сказано, Астральный Свет,
есть лишь второй на Космической лестнице.
Лестница Космических Сил, Принципов
и
Планов, и Эманаций
- на метафизическом - и Эволюций - на физическом
плане,
есть Космический Змий, кусающий свой хвост,
Змий, отражающий более Высокого, и отраженный, в свою очередь, более низким
Змием. Кадуцей раскрывает эту тайну, и
четверичный
Додекаэдр, по образцу которого,
по словам
Платона,
проявленный Логос
- синтезированный непроявленным
Перво-Родным
- построил вселенную, - дает
геометрический ключ к
возникновению и развитию Космоса
и его микрокосмического отражения - нашей
Земли.
ЭФИР
(Гр.). У древних - божественная светоносная
субстанция,
наполняющая всю вселенную, "одеяние"
Высшего Божества, Зевса,
или Юпитера. У современных писателей -
Эфир (Ether), о значении которого в физике и химии смотреть "Словарь"
Вебстера
или любой другой. В Эзотеризме Эфир (Aether) есть
третий принцип
Космической
Семиричности;
Земля
является
низшим, затем следуют Астральный
свет, Эфир (Ether) и Акаша - высший.
ЭХАТ
(Ев.). То же, что и ЭХОД,
только
женского рода - "Одна".
ЭХЕЙЕ
(Ев.). "Я есмь", согласно Ибн Гебиролу,
но не в смысле "я есмь то, что я есмь".
ЭХОД
(Ев.) или ЭХАД. "Один", относится к Иегове.
ЭШМИМ
(Ев.). Небеса, Небесный Свод, в котором находятся Солнце, Планеты и Звезды,
- от корня См, означающего разместить, расположить; отсюда - планеты в
качестве распорядителей (У. У. У.).
Сайт управляется системой
uCoz