М - Тринадцатая буква английского и еврейского алфавитов и двадцать четвертая в арабском. Как римская цифра эта буква означает - 1000, а с чертой над ней - миллион. В еврейском алфавите "Мем" символизировало воду, а в качестве числа было эквивалентно 40. Санскритское "ма" соответствует 5, а также связано с водой через знак Зодиака, называемый Макара. Кроме того, в еврейских и латинских цифрах "м" представляет "определенное численное для неопределенного числа" (Маккензи, "Mason. Cyc."), и "еврейское священное название Бога, относимое к этой букве, есть Меборах, Бенедиктус". У эзотериков М есть символ Высшего Эго - манаса, ума.


МА (Ск.). Буквально, "пять". Одно из имен Лакшми.


МА,  МУТ (Ег.). Богиня низшего мира, другая форма Изиды, так как она есть природа, вечная матерь. Она была владычицей и Правительницей Северного ветра, предвестника разливов Нила, потому названного "открывающим ноздри живому". Ее изображают приносящей анкх, или крест, эмблему физической жизни, своим поклонникам, и называют "Госпожей Неба".


МАГ (Лат.). Название древних наследственных жрецов и ученых адептов в Персии и Мидии, слово, происшедшее от маха, большой, которое потом стало мог или маг, жрец - на языке пехлеви. Порфирий описывает их ("Abst." IV, 16) следующим образом: "Ученые люди, которые заняты служением Божеству, зовутся магами", а Свидас сообщает, что "среди персов любомудров (philalethai) называют магами". "Зенд-Авеста" (II, 171, 261) разделяет их на три степени: Халдеи имели подобные школы, так же как и египтяне, так что Дестур Мобедыбыли идентичны с иерофантами мистерий, практиковавшихся в Греции и Египте.


МАГ (Magician). Этот термин, бывший некогда званием известности и отличия, теперь полностью лишен своего истинного значения. Некогда синоним всего уважаемого и чтимого, обладателя знания и мудрости, он унижен до эпитета, относимого к тому, кто является притворщиком и фокусником, короче - к шарлатану, или же к тому, кто "продал свою душу дьяволу", кто злоупотребляет своим знанием и применяет его в низких и опасных целях, - согласно учениям духовенства и массе суеверных глупцов, верящих, что маг - это колдун и "чародей". Это слово произошло от магх, мах, на санскрите маха - большой; человек, сведущий в эзотерическом знании. ("Разоблаченная Изида").


МАГ (Magus) (лат.). В Новом Завете это означает мудрец, мудрый человек у халдеев; в английском языке часто употребляется вместо Magician, чудотворец; в Розенкрейцерском обществе это титул самых высоких членов IX-ой степени; Верховный Маг является Главой ордена во "Внешнем"; Маги "Внутреннего" неизвестны никому, за исключением членов VIII-ой степени. (У.У.У.)


МАГ  или  МАГИАН. От маг или маха. Это слово представляет собой корень английского слова magician. Маха-Атма (великая Душа или Дух) в Индии имел своих жрецов в до-ведийские времена. Маги были жрецами бога огня; мы встречает их среди ассирийцев и вавилонян, а также среди персидских огнепоклонников. Триволхва, названные также царями, про которых говорится, что они принесли дары - золото, благовония и мирру - младенцу Иисусу, были огнепоклонниками, подобно остальным, и астрологами, ибо они узрели его звезду. Верховный жрец парсов в Сурате зовется мобед. Другие производят это слово от мегх, а мех-аб означает нечто великое и благородное. Ученики Зороастра, согласно Клэукеру, именовались мегхестами.


МАГА (Ск.). Жрецы Солнца, упомянутые в "Вишну Пуране". Они суть поздние - маги Халдеи и Ирана, предки современных парсов.


МАГАДХА (Ск.). Дресняя страна в Индии, управлявшаяся царями-буддистами.


МАГИЯ. Великая "Наука". Согласно Девериа и другим востоковедам, "магия считалась священной наукой, неотделимой от религии", у древнейших и самых цивилизованных и ученых народов. Египтяне, например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и таким были и все еще являются индусы. "Магия заключается в поклонении богам и достигается поклонением им", говорил Платон. Могла ли тогда нация, которая, как доказано благодаря неопровержимые свидетельствам надписей и папирусов, твердо верила в магию на протяжении тысячелетий, быть столь долгое время обманываема. И могло ли быть, чтобы поколение за поколением ученой и благочестивой иерархии, многие из которой вели жизнь самоистязания, святости и аскетизма, продолжало бы обманывать себя и народ (или хотя бы только последний), ради удовольствия сохранить веру в "чудеса"? Фанатики, нам говорят, сделают все, чтобы навязать веру в своего бога или идолов. На это мы отвечаем: в таком случае, брамины и египетские рекгетамены, или иерофонты, не стали бы популяризировать веру в способность человека посредством магической практики управлять услугами богов, - которые, в действительности, суть ничто иное, как оккультные силы или потенции Природы, - воплощенные в самих этих ученых жрецах, - в которых они почитали лишь свойства неизвестного и безымянного Принципа. Как искусно формулирует это Прокл Платоник: "Древние жрецы, приняв во внимание, что в природных вещах заключается некое сродство и симпатия одной вещи к другой, и между вещами проявленными и оккультными силами, и обнаружив, что все вещи содержатся во всем, создали священную науку на основе этой взаимной симпатии и сходства... и использовали в оккультных целях как небесные, так и земные сущности, с помощью которых, посредством определенного сходства, они низводили божественные силы в это низшее жилище". Магия является наукой общения с божественными, надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низшихсфер; практическим знанием сокровенных тайн природы, известным лишь немногим, ибо их трудно постичь, не погрешив против природы. Древние и средневековые мистики подразделяли магию на три класса - теургию, гоэтию и естественную магию. "Теургия с древних времен была особой сферой теософов и метафизиков", - говорит Кеннет Маккензи. Гоэтия есть черная магия, а "естественная (или белая) магия вознеслась с целением в своих крыльях на величественную позицию точного и поступательного изучения". Комментарии, добавленные нашим покойным ученым Братом, замечательны. "Реалистические стремления наших времен содействовали навлечению на магию дурной славы и осмеяния... Вера (в самого себя) является существенным элементом магии; и существовала задолго до других идей, предполагающих ее наличие. Она заставляет, как утверждают, умного человека выглядеть глупцом; мысли человека должны быть взвинчены почти до сумасшествия, то есть восприимчивость его мозга должна быть расширена далеко за пределы низкого, жалкого состояния современной цивилизации, прежде чем он сможет стать истинным магом; (ибо) занятия этой наукой требуют определенной степени изоляции и отказа от своего Я". Поистине великой изоляции, достижение которой представляет чудесный феномен, чудо само по себе. В то же время магия не есть нечто сверхестественное. Как поясняет Ямблих, "они заявляли, что посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным Сущностям, и к тем которые утвердились над судьбой, то есть к богу и демиургу: не используя материю, не присваивая чего-либо помимо нее, кроме наблюдения за ощутимым временем". Некоторые уже начинают осознавать существование тонкихэнергий и воздействий в природе, о которых они до тех пор ничего не знали. Но, как справедливо замечает д-р Картер Блейк, "девятнадцатое столетие не явилось свидетелем возникновения новых и завершения старых методов мышления"; к чему м-р Бонвик добавляет, что "если древние мало что знали о нашем методе исследования тайн природы, то мы знаем об их методе поиска еще меньше".


МАГИЯ,  БЕЛАЯ, или так называемая "Благотворная Магия", есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти, и направленная всецело на творения добра миру в целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои сверхнормальные силы для своего удовольствия, превращает эти способности в колдовство и черную магию.


МАГИЯ,  ЧЕРНАЯ. (См. выше.)


МАГНА  МАТЕР (Лат.). "Великая Мать". Название, дававшееся в древние времена всем главным богиням народов, таким как Диана из Эфесса, Изида, Маут и многим другим.


МАГНЕТИЗМ. Сила в природе и человеке. В первом случае он представляет посредник, вызывающий различные феномены притяжения, полярности и т. д. В последнем он становится "животным" магнетизмом, в противоположность космическому, и земным магнетизмом.


МАГНЕТИЗМ ЖИВОТНЫЙ. В то время, как официальная наука называет его "мнимым" посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его хорошо установленным фактом. Животный магнетизм есть флюид, эманация. Некоторые люди могут выделять его в целях врачевания через свои глаза и кончики пальцев, тогда как все остальные существа, человечество, животные и даже каждый неодушевленный предмет выделяют его или как ауру, или как изменяющийся свет, сознательно или бессознательно. При воздействии через контакт с больным или посредством воли человека-оператора, его называют "Месмеризмом".


МАГНЕТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО. Называется также "Лечебным" масонством. Оно описано как Братство Целителей (от iatrike, греческого слова, означающего "искусство исцеления"), и значительно используется "Братьями Света", как Кеннет Маккензи утверждает в "Royal Masonic Cyclopedia". В некоторых тайных масонских сочинениях, повидимому, существует предание - так, во всяком случае, говорит Рагон, крупный масонский авторитет - насчет степени Масонства, называемой Оракул Коса, "введенной в восемнадцатом веке, на том основании, что Кос был местом рождения Гиппократа". Iatrike было отличительной чертой жрецов, которые присматривали за больными в древних асклепиях, храмах, в которых бог Асклепий (Эскулап) якобы исцелял больных и калек.


МАГНУМ  ОПУС (Лат.). В Алхимии - конечное завершение, "Великий Труд", или Grand Oeuvre; изготовление "Философского камня" и "Эликсира Жизни", который - хотя ни в коем случае не миф, как стали настаивать некоторые скептики - все же следует понимать символически, и который полон мистического значения.


МАГНЭС. Понятие, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми теософами. Это дух света или Акаша. Слово, часто употреблявшееся средневековыми алхимиками.


МАДХАВА (Ск.).
МАДХАСАДАНА  или  МАДХУ-СУДАНА (Ск.). "Сразивший Мадху" (демона), титул Кришны в связи с умерщвлением им последнего.


МАДХЬЯ (Ск.). Десять тысяч биллионов.


МАДХЬЯМА (Ск.). Употребляется по отношению к чему-то безначальному и бесконечному. Так, считается, что Вак (Звук, женский Логос или женская копия Брамы), существует в нескольких состояниях, одно из которых есть состояние Мадхьямы, - что равносильно утверждению, что Вак вечна в одном смысле: "Слово (Вак) было с Богом, и в Боге", ибо эти двое суть одно.


МАДХЬЯМИКИ (Ск.). Секта, упомянутая в "Вишну Пуране". Согласно востоковедам, "буддийская" секта, но это анахронизм. В начале это была, вероятно, секта индусских атеистов. Более поздняя школа под этим названием, обучавшая системе софистического нигилизма, который сводит каждое утверждение к теизму и его антитезису, а затем отрицает оба, возникла в Тибете и Китае. Она принимает несколько принципов Нагарджуны, который был одним из основателей эзотерических систем Махаяны, но не их экзотерических пародий. Аллегория, рассматривающая "Парамартху" Нагарджуны как дар Нагов (Змиев), доказывает, что он получил свои учения от тайной школы адептов, и что настоящие доктрины хранятся, следовательно, в тайне.


МАЗДЕЯНЕ От (Ахура) Мазда. (См. Шпигель, "Ясна", XI). Это была древне-персидская знать, они поклонялись Ормазду и, отвергая идолов, заразили евреев тем же отвращением к любому конкретному изображению Божества. По-видимому, во время Геродота они были вытеснены приверженцами религии Магов. Персы и геберы (геберим, могущественные люди из "Кн. Бытия", VI и X, 8), похоже, являются последователями религииМагов.


МАЗДИАСНЕЕЦ. Зороастриец; букв., "поклоняющийся богу".


МАЗОРА (Ев.). Это название в первую очередь относится к своду примечаний - разъясняющих, грамматических и критических, встречающихся на полях древнееврейских рукописей или свитков Ветхого Завета. Эти мазореты назывались также мелхитами.


МАЗОРЕТСКИЕ  ТОЧКИ,  или  ГЛАСНЫЕ (Ев.). Или, как эта система теперь называется, Мазора, от Massoreh или Massoreth -"предание", и Masar - "передавать". Раввины, занимавшиеся Мазорой, названные вследствие этого мазоритами, были также изобретателями мазоретских точек, которые, как полагают, придали безгласным словам Священных Писаний их правильное произношение добавлением к согласным точек, представляющих гласные. Это было изобретением ученых и хитроумных раввинов из Тиверийской Школы (в девятом веке нашей эры), которые этим придали совершенно новую конструкию главным словам и именам в Книгах Моисея, и таким образом еще более запутали эту путаницу. Истина такова, что эта система лишь прибавила дополнительные маскировки к уже существовавшим в "Пятикнижии" и других трудах.


МАЙА (Ск.). Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствии того - перцепции. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей - иллюзией.


МАЙА  МОХА (Ск.). Иллюзорная форма, принятая Вишну, чтобы ввести в заблуждение аскетических Дайтьев, которые становились чересчур святыми посредством аскетизма и поэтому слишком опасными своей мощью, как говорит "Вишну Пурана".


МАЙАВИРУПА(Ск.). "Иллюзорная форма"; "двойник" в эзотерической философии; доппелгенгер или рerisрrit, по-немецки и французски.


МАЙАВИЧЕСКИЙ УПАДХИ (Ск.). Покрывало иллюзии, феноменальная внешность.


МАЙТРЕЙЯ БУДДА (Ск.). То же, что Калки Аватар Вишну (Аватар "Белого коня"), и Сосиоша и других Мессий. Единственная разница получается в датировке их появлений. Так, тогда как появление Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали Юги "для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты", Майтрейю ожидают раньше. Экзотерическое или популярное учение, слегка отличаясь от эзотерической доктрины утверджает, что Шакьямуни (Готама Будда) навестил его в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти от туда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что следующий Будда появится в течении седьмой (под)расы этого Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды, известным Архатом, хотя и не прямым учеником его, и что он был основателем эзотерической философскойшколы. Как показал Эйтель ("Sanskrit-Chinese Dict."), "статуи в его честь воздвигались уже за 350 лет до Р. Х."


МАКАРА (Ск.). "Крокодил". В Европе то же, что Козерог, десятый знак Зодиака. Экзотерически - мистический класс дэв. У индусов колесница Варуны, бога воды.


МАКАРА  КЕТУ (Ск.) Одно из имен Камы, индусского бога любви и желания.


МАКАРАМ или ПАНЧАКАРАМ (Ск.). В оккультном символизме пятиугольник, пытиконечная звезда, пять членов, или конечностей, человека. Крайне мистично.


МАКАРЫ (Ск.). Пять М тантриков.


МАКОМ (Халд.). "Сокровенное место", во фразеологии "Зогара", или скрытый участок, относящийся или к священному алтарю в храме, к "Утробе Мира", или к человеческому лону. Каббалистический термин.


МАКРОКОСМ (Гр.). Буквально - "Великая Вселенная", или Космос.


МАКРОПРОСОПУС (Гр.). Каббалистический термин, образованный из составного греческого слова, означающий Огромное или Большое Лицо (см. "Каббалистические Лики"); название Кэтер, Венца, высшей Сефиры. Это есть наименование Вселенной, называемой Арик-Анпин, - то целое, от которого Микропросопус, или Зауир-Анпин, "меньшее лицо", есть часть или его противоположность. В своем высшем или абстрактном метафизическом смысле Микропросопус есть Адам Кадмон, проводник Эйн-Софа и венец Древа Сефиротов, хотя, поскольку Сефира и Адам Кадмон фактически есть одно в двух аспектах, то это ведет к тому же. Интерпретаций много, и они различны.


МАЛАХИМ (Евр.). Вестники или ангелы.


МАЛКУТ (Евр.). Царство, десятая Сефира, соответствующая конечному H (he) Тетраграмматона, или I H V H. Она есть Низшая Матерь, Невеста Микропросопуса; называется также "Царицей". В одном смысле она есть Шекина. (У. У. У.)


МАМИТУ (Халд.). БогиняСудьбы. Вид Немезиды.


МАНАВА (Ск.). Земля древней Индии; Кальпа или Цикл. Название оружия, которым пользовался Рама; означает - "от Ману".


"МАНАВА  ДХАРМА  ШАСТРА" - есть древний свод закона Ману.


МАНАС (Ск.). Букв., "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это означает в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Будхи-Манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению - Кама-Манасу.


МАНАСА или МАНАСВИН (Ск.). "Исток божественного разума", и поясняется, что этот исток означает манаса или божественных сынов Брамы-Вирадж. Нилакантха, являющийся автором этого высказывания, дальше разъясняет термин "манаса" с помощью маноматрашариры. В другом варианте эти Манаса суть Арупа, или бестелесные сыны Праджапати Вирадж. Но, так как Арджуна Мишра отождествляет Вирадж с Брамой, и так как Брама есть Махат, всемирный разум, то эта экзотерическая маскировка становится ясной. Питри тождественны Кумарам, Вайраджам, Манаса-Путрам (сынам разума), и, в конечном итоге, отождествляются с человеческими "Эго".


МАНАСА  ДХИАНЫ (Ск.). Высшие Питри в "Пуранах"; Агнишватты или Огненные Предки Человека, те, кто превратили Человека в разумное существо, воплотившись в бесчувственные формы полу-эфирной плоти людей третьей расы. (См. т. II "Тайной Доктрины".)


МАНАСАРОВАРА (Ск.). Фонетически произносится Мансаровара. Священное озеро в Тибете, в Гималаях, называемое также Анаватапта. Манасаровара есть имя божества-хранителя этого озера, и, согласно народному фольклору, это нага, "змий". Истолкованное эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро является крупным центром ежегодного паломничества индусов, так как утверждается, что "Веды" были написаны на его берегах. 
МАНАС, КАМА(Ск.). Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой из Чадаятаны, или шести органов познания, - потому высший из них, синтезированных седьмым, называется Кличта, духовным восприятием того, что загрязняет этот (низший) Манас, или "Человеческую Душу", как его называют оккультисты. Тогда как Высший Манас или Эго прямо связан с Виджнаной (10-я из 12 Нидан) - что есть совершенное знание всех форм знания, относящихся к объекту или субъекту в ниданическом сцеплении причин и следствий, - низший или Кама Манас есть лишь одна из Индрий или органов (источников) Чувства. О двойственном Манасе здесь может быть сказано очень мало, так как учение, рассматривающее его, правильно изложено лишь в эзотерических сочинениях. Упоминание о нем может быть, таким образом, лишь весьма поверхностным.


МАНАС  САНЬЯМА (Ск.). Совершенное сосредоточение ума, и контроль над ним, во время упражнений Йоги.


МАНАС  ТАЙДЖАСИ (Ск.). Букв., "лучистый" Манас; состояние Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и постичь.


МАНАСЫ (Ск.). Те, кто одарили человечество манасом или разумом, бессмертные Эго в людях.


МАНВАНТАРА (Ск.). Период проявления, в противоположность Пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4`320`000`000 Солнечных лет, и ко времени царствования Ману - 308`448`000 лет. (См. "Тайная Доктрина", т. II, с. 88 и след.) Букв., Мануантара - между Ману.


МАНДАКИНИ (Ск.). Небесная Ганга или Ганг.


МАНДАЛА (Ск.). Круг; также десять разделов Вед.


МАНДАРА (Ск.). Гора употребленная богами в качестве мутовки для пахтания океана молока в "Пуранах".


МАНДЖУШРИ (Тиб.). БогМудрости. В Эзотерической философии определенный Дхиан Коган.


МАНДРАГОРА (Гр.). Растение, корень которого имеет форму человека. В Оккультизме оно употребляетя черными магами в разных незаконных целях; некоторые из оккультистов "левой руки" создают с его помощью гомункулов. Обычно его называют mandrake, и полагают что оно кричит, когда его вырывают из земли.


МАНИХЕИ (Лат.). Секта третьего столетия, которая верила в два вечных принципа добра и зла, - первый одарил человечество душами, а последний - телами. Эта секта была основана неким полу-христианским мистиком Мани, который выдавал себя за ожидаемого "Утешителя", Мессию и Христа. Много столетий спустя, когда эта секта уже не существовала , возникло Братство, называвшее себя "манихеями", - масонского типа с несколькими степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими, но были неправильно поняты.


МАНО (Гн.). Владыка света. Rex Lucis в "Кодексе Назареев". Он есть Вторая "Жизнь" второй или проявленной троицы, "небесная жизнь и свет, и более древняя, чем зодчий небес и земли" ("Код. Наз.", т. I, с. 145). Эти троицы суть следующее. Верховный Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде которого никто другой не существовал, называется Корона (венец); Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом извечно; и Владыка Иордан - дух, живая вода милосердия (Ibib., II, с. 45-51). Он есть тот единственный, через которого мы можем быть спасены. Эти трое составляют троицу in absolbito. Вторая троица состоит из трех жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо, из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света - Мано. Вторая жизнь есть Иш Амон (Плерома), чаша предопределения, содержащая видимую мысль Jordanus Maximus`а - типа (или его доступное пониманию отражение), прообраза живой воды, который есть "духовный Иордан". (Ibib., II, с. 211) Третья жизнь, созданная обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это таинственный и ветхий "Старейший из Старейших", Старец "Senem sui odgetentem et grandaevum mundi". Эта последняя, третьяЖизнь является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты называют Ильда-Баофом, хотя Фетахил есть единородный, отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в "темную воду". София Ахамот также рождает своего Сына Ильда-Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка Мано, "Владыка величественности, Владыка всех гениев", в этом каббалистическом "Кодексе" является более высоким, чем этот Отец, ибо один чисто духовный, другой - материальный. Так например, тогда как "единородный" Абатура есть гений Фетахил, Творец физического мира, - Владыка Мано, "Lord of Celsitude", являющийся сыном Того, кто есть "Отец всех, кто проповедует Евангелие", также производит "единородного", Владыку Лехдайо, "справедливого Владыку". Он есть Христос, помазанник, который изливает "милосердие" Невинного Иордана, Духа Высшего Венца. (Для дальнейших сведений см. "Раз. Изиду", т. II, с. 263, и след.)


МАНОДХАТУ (Ск.). Букв., "Мир ума", означая не только все наши ментальные способности, но также одно из подразделений умственного плана. Каждый человек имеет свой Манодхату или мысленный план, пропорциональный степени его интеллекта и ментальных способностей, за пределы которого он может выйти лишь изучая и развивая свои высшие духовные способности в одной из высших сфер мысли.


МАНОМАЙА  КОША (Ск.). Ведантический термин, означающий Оболочку (Коша) Маномайи, эквивалент четвертого и пятого "принципов" в человеке. В эзотерической философии эта "Коша" соответствует двойственному Манасу.


МАНТИКА или МАНТИЧЕСКОЕ  БЕЗУМИЕ. В этом состоянии преобретается дар пророчества. Эти два слова почти синонимы. Одно почиталось так же как другое. Пифагор и Платон высоко оценивали ее, а Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы Церкви, которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях. Мантисты, получившие свое название от Монтана, епископа Фригии, который считался божественно вдохновленным, соперничали с manteis (мантеис) или прорицателями. "Тертуллиан, Августин и мученики Карфагена были из их числа", говорит автор книги "Prophecy, Ancient and Modern". "По-видимому, монтанисты напоминали вакханок тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии", - добавляет он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения расходятся. Существовал знаменитый Мантис Провидец в дни Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя Фив, и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и мантическое безумие, говоря что "во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного прорицания, божественный импульс, который, когда разгорается сильнее, называется безумием", неистовством. ("Разоблаченная Изида").


МАНТРА  ТАНТРА ШАСТРЫ (Ск.). Сочинения о заклинаниях, но особенно - о магии.


"МАНТРА  ШАСТРА" (Ск.). Брахманические писания по оккультной науке заклинаний.


МАНТРИКА ШАКТИ (Ск.).Сила или оккультная мощь мистических слов, звуков, чисел или букв в этих Мантрах.


МАНТРЫ (Ск.). Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами подразумеваются все те части Вед, которые отличаются от "Брахман", или их толкования.


МАНУ (Ск.). Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня МАН, "мыслить"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтому - Логос и прародитель человечества. Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом.


МАНУ  (Manus) (Ск.). Четырнадцать Ману являются покровителями или стражами расовых циклов в Манвантаре, или Дне Брамы. Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в "Пуранах".


МАНУСВАЯМБХУВА (Ск.). Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез четырнадцати Ману.


МАНУШИ или МАНУШИ БУДДЫ (Ск.). Человеческие Будды, Бодхисаттвы, или воплощенные Дхиан Коганы.


МАНУ или МАНУС (Лат.). Благожелательные "боги", то есть "призраки" низшего мира (камалоки); обожествленные тени умерших - для профана древности, и "материализующиеся" духи - для современного спиритуалиста, принимаемые за души умерших, тогда как на самом деле они суть лишь их пустые оболочки, или образы.


МАРА (Ск.). Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался отвратить Будду от его Пути. Он назван "Разрушителем" и "Смертью" (Души). Одно из названий Камы, Бога любви.


МАРАБУТ. Магометанский паломник, побывавший в Мекке, святой. После его смерти тело его помещается в открытую гробницу, построенную на земле, подобно другим зданиям, но посередине улиц и публичных мест населенных городов. Их помещают в маленькую и единственную комнату внутри гробницы (несколько таких публичных саркофагов из кирпича и извести по сей день можно увидеть на улицах и площадях Каира), и поклонение прохожих поддерживает светильник постоянно горящим у его изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма прославленны вследствии чудес, которые якобы там происходят.


МАРГА (Ск.). "Путь", Аштханга марга, святой или священный путь есть тот, который ведет к Нирване. Восьмиричный путь возник от семеричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что есть "обладание ортодоксальными воззрениями", с чем истинный йогачарья не имел бы ничего общего.


МАРИЧИ (Ск.). Один из "разумом-рожденных" сынов Брамы в "Пуранах". Брамины делают из него олицетворенный свет, родителя Сурьи Солнца, и прямого предка Махакашьяпы. Северные буддисты Школы Йогачарья видят в Маричи - Дэва, Бодхиссатву, тогда как китайские буддисты (особенно даоисты) превратили это понятие в Царицу Неба, богиню света, владычицу солнца и луны. У благочестивых, но неграмотных буддистов очень могущественна ее магическая формула "Ом Маричи сваха". Говоря о Маричи, Эйтель упоминает "Джорджи, который разъясняет это название как "китайскую транскрипцию имени святой Девы Марии" (!!). Так как Маричи является главным среди Марутов и одним из семи первичных Риши, то предполагаемая этимология кажется немного натянутой.


МАРИША (Ск.). Дочь Мудреца Канды и Прамлочи, апсары-демона с небес Индры. Она была матерьюДакши. Аллегория, относящаяся к Тайне Второй и Третьей человеческих Рас.


МАРКИОНИТЫ. Древняя гностическая секта, основанная Маркионом, который был искренним христианином, до тех пор пока догмы человеческого происхождения не начали искажать чисто трансцендентальные и матефизические концепции и первоначальные верования ранних христиан. Именно такими и были верования Маркиона. Он отрицал исторические факты (сейчас находимые в Евангелиях) Христова рождения, воплощения и страстей, а также и воскресение тела Иисуса, заявляя, что такие утверждения были просто огрублением метафизических аллегорий и символизма, и вырождением истинной духовной идеи. Наряду со всеми другими гностиками, Маркион обвинял "Отцов Церкви", как жалуется сам Ириней, в "приспосабливании своих (христианских) доктрин к способностям их слушателей, путем выдумывания бессмыслиц для слепых в соответствии с их слепотой, для глупых - в соответствии с их глупостью, для заблуждающихся - в соответствии с их заблуждениями".


МАРТАНДА (Ск.). Ведийское название Солнца.


МАРТИНИСТЫ. Общество во Франции, основанное крупным мистиком по имени маркиз де Сен Мартен, учеником Мартинеза Пасквали. Она было вначале учреждено в Лионе в виде оккультного масонскго Общества; члены его верили в возможность общения с Планетарными Духами и второстепенными Богами, и гениями надземных Сфер. Луи Клод де Сен Мартен, родившийся в 1743 г., начал жизнь как блестящий офицер армии, но оставил это, чтобы посвятить себя учебе и belles letres, и закончил свою карьеру, став страстным теософом и учеником Якоба Бёме. Он старался вернуть Масонству его первоначальный характер Оккультизма и Теургии, но потерпел неудачу. В начале его "Очищающий Ритуал" состоял из десяти степеней, но благодаря изучению первоначальных масонских порядков, их число было уменьшено до семи. Масоны жалуются, что он ввел некоторые идеи и принял ритуал"не совпадающие с археологической историей Масонства"; но так поступали до него Калиостро и Сен Жермен, так же как и все те, кто хорошо знал происхождение Франкмасонства.


МАРУТ ДЖИВЫ (Ск.). Монады Адептов, которые достигли конечного освождения, но предпочитают воплощаться на земле ради Человечества. Однако, их не следует смешивать с Нирманакаями, которые намного выше.


МАРУТЫ (Ск.). У востоковедов - Боги Грозы, но в "Веде" нечто очень мистическое. В эзотерических учениях, так как они воплощаются в каждом круге, они просто идентичны с некоторыми Агнишватта Питри, Человеческими разумными Эго. Отсюда - аллегория о Шиве, превращающем частицы плоти в мальчиков и называющим их Марутами, чтобы показать преображение бесчувственных людей, преобразованных через превращение в Проводников Питри или Марутов Огня, и таким образом - в разумных существ.


МАСБЕН (Халд.). Масонский термин, означающий "Солнце в разложении". Имеет прямое отношение - возможно, забытое масонами - к их "Слову при Нижнем Дыхании".


МАСТАБА (Ег.). Верхняя часть египетской могилы, которая, говорят египтологи, всегда состояла из трех частей, а именно:
МАТАРИ  СВАН (Ск.). Воздушное существо, в "Риг-Веде" изображенное приносящим агни или огонь для Бхригус, названных "Потребителями" и описанных востоковедами как "класс мифических существ, принадлежащих к средней или воздушной группе богов". В Оккультизме Бхригус суть просто "саламандры" розенкрейцеров и каббалистов.


МАТЕРИАЛИЗАЦИИ. В спиритуализме это слово означает объективное появление так называемых "Духов" умерших, которые временами снова облекаются в материю, т. е. создают для себя из материалов, находимых в атмосфере и эманациях присутствующих, временное тело, имеющее человеческое подобие умершего, каким он выглядел при жизни. Теософы признают феномен "материализации"; но они отклоняют теорию, что это совершается "Духами", т. е. бессмертными принципами развоплощенных личностей. Теософы считают, что если этот феномен подлинный - а это случается гораздо реже, чем обычно полагают - то он производится ларвами, эйдолами или камалокскими "призраками" умерших личностей. (См. "Камадхату" и "Камарупа"). Поскольку Камалока находится на земном плане и отличается от его степени материальности лишь степенью своего плана сознания, из-за чего она сокрыта от нашего обыкновенного взгляда, случайное появление таких оболочек столь же естественно, как и появление электрических шаров и других атмосферных феноменов. Электричество как флюид или атомическая материя (ибо теософы вместе с Максвеллом считают, что оно действительно атомично), хотя и невидимое, постоянно присутствует в воздухе и проявляется в различных формах, но лишь тогда, когда имеются определенные условия для "материализации" этого флюида, когда тот переходит из своего собственного на наш план и становится объективным. Так же и с эйдолами умерших. Они присутствуют здесь, вокруг нас, но, будучи на другом плане, видят нас не более, чем мы их. Но когда сильные желания живых людей и условия, созданные анормальной конструкцией медиумов, соединяются вместе, эти эйдолы привлекаются - даже выбиваются из своего плана вниз на наш и делаются объективными. Это есть Некромантия; это не приносит ничего хорошего умершему и причиняет огромный вред живым, к тому же это - вмешательство в закон природы. Случайная материализация "астральных тел" или двойников живых людей есть совсем другое дело. Эти "астралы" часто ошибочно принимаются за призраки умерших, так как, подобно хамелеонам, наши собственные "элементарии", вместе с элементариями развоплощенных людей и космическими элементалами, часто принимают вид тех образов, которые наиболее ярки в наших мыслях. Короче, на так называемых сеансах "материализации" именно присутствующие и медиум творят характерное сходство этих призраков. Независимые "призраки" принадлежат к иному виду психических феноменов. Материализации называются также "проявлениями форм" и "портретными статуями". Называть их материализовавшимися духами недопустимо, ибо они являются не духами, но оживленными портретными статуями, поистине.


МАТРА (Ск.). Долгота санскритского слога.


МАТРА (Ск.). Кратчайший период времени, относящийся к длительности звуков, равный миганию глаза.


МАТРИПАДМА (Ск.). Мать-логос; чрево Природы.


МАТРОНЕТА (Ев., Каб.). Идентична с Малкут, десятой Сефирой. Букв., Матрона есть "низшая матерь".


МАТРЫ (Ск.). "Материи", божественные матери. Число их семь. Они являются женскими аспектами и силами богов.


МАТСЬЯ (Ск.). "Рыба". Матсья аватар был одним из самых первых инкарнаций Вишну.


МАТСЬЯ ПУРАНА (Ск.). Священное Писание или Пурана, повествующая об этой инкарнации.


МАТХАДХИПАТЫ (Ск.). Руководители различных религиозных братств в индиия, верховные жрецы в монастырях.


МАТХАМ или МАТТАМ (Ск.). Храмы в Индии с кельями и монастырями для монашествующих аскетов и ученых


МАХА БУДДХИ (Ск.). Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити или семь "природ", или планов перечисляются начиная с Махабуддхи и вниз.


МАХА ВИДЬЯ (Ск.). Великая эзотерическая наука. Лишь одни высшие Посвященные владеют этой наукой, которая охватывает почти всемирное знание.


МАХА ГУРУ (Ск.). Букв., "великий учитель". Посвящающий.


МАХА ДЭВА (Ск.). Букв., "великий бог"; титул Шивы.


МАХА ЙОГИН (Ск.). "Великий аскет". Титул Шивы.


МАХА КАЛА (Ск.). "Великое Время". Имя Шивы как "Розрушитель" и Вишну как "Сохранителя".


МАХА КАЛЬПА (Ск.). "Великий Век".


МАХА КОГАН (Ск.). Руководитель духовной Иерархии, или школы Оккультизма; глава Трансгималайских мистиков.


МАХА МАЙА (Ск.). Великая иллюзия проявленного. Эта вселенная и все в ней в их взаимодействии, называется великой Иллюзией или Маха Майей. Это есть также обычный титул, даваемый Беспорочной Матери Готамы Будды-Майадэви, или "Великой Тайне", как она зовется Мистиками.


МАХА МАНВАНТАРА(Ск.). Букв., большой промежуток между "Ману". Период вселенской деятельности, в противоположность Пралайе, или отдыху, - безотносительно к длительности этого цикла.


"МАХА  ПАРИНИББАНА  СУТТА" (Пали). Одно из самых авторитетных буддийских священных писаний.


МАХА ПРАЛАЙА (Ск.). Противоположность Маха манвантары, буквально - "великое Растворение", "Ночь", следующая за "Днем Брамы". Она представляет собой великий отдых и сон всей природы после периода активного проявления; ортодоксальные христиане относились бы к нему как к "Разрушения Мира".


МАХА  ПУРУША (Ск.). Высший или Великий Дух. Титул Вишну.


МАХА  РАДЖИКИ (Ск.). Гана, или классбогов, общим числом в 236. Определенные Силы в эзотерических учениях.


МАХА  ШУНЬЯТА (Ск.). Пространство или вечный закон; велиная пустота или хаос.


МАХА ЮГА (Ск.). Совокупность четырех Юг, или периодов, 4`320`000 солнечных лет; "День Брамы" в брахманистической системе; букв., "великий век".


МАХАБХАРАТА (Ск.). Букв., "великая война"; прославленная эпическая поэма Индии (возможно длиннейшая поэма в мире), которая включает как "Рамаяну", так и "Бхагавад Гиту", "Песнь Небесную". Нет двух востоковедов, соглашающихся относительно времени ее происхождения. Но, несомненно, она чрезвычайно древняя.


МАХАБХАУТИЧЕСКИЙ (Ск.). Относящийся к Макрокосмическим принципам.


МАХАБХАШЬЯ(Ск.). Обширный комментарий к грамматике Панини, написанный Патанджали.


МАХАБХУТЫ(Ск.). Грубые элементарные принципы материи.


МАХАВАНСО (Пали). Буддийское историческое сочинение, написанное бхикшу Моханамой, дядей Царя Дхатушмы. Авторитетный историк истории Буддизма и его распространения на острове Цейлон.


МАХАГИСТИЯ. Магия, как ее некогда преподавали в Персии и Халдее, и где оккультная практика была возвышена до религио-магизма. Платон, говоря о махагистии, или магизме, замечает, что это чистейшая форма культа божественных вещей.


МАХАДЖВАЛА (Ск.). Определенный ад.


МАХАРАГА (Ск.). Маха урага, "великий змий" - Шеша или любые другие.


МАХАРАДЖИ, ЧЕТЫРЕ(Ск.). Четыре великих кармических божества, у севетных буддистов помещенные в четырех странах света для наблюдения за человечеством.


МАХАР ЛОКА(Ск.). Сфера, в которой во время Пралайи, согласно пураническим сказаниям, обитают Муни или "Святые". Это обычная обитель Бхриги, Праджапати (Прародителя) и Риши, одного из семи, о которых говорится как о со-существующих с Брамой.


МАХАСУРА(Ск.). Великий Асура; экзотерически - Сатана, эзотерически - великий бог.


МАХАТ (Ск.). Букв., "Великий". Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии - первый продукт первоприроды, или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эготизма, или чувства "я есмь я" (в низшем Манасе).


МАХАТМА(Ск.). Букв. "великая душа". Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, без препятствий со стороны "человека из плоти", и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются Рахатами и Архатами.


МАХАТМЬЯ (Ск.). "Величие души", надпись на гробнице или каком-либо святом месте. (См. Махатма).


МАХАТОВАРАТ (Ск.). Употребляется по отношению к Парабрахме; больший, чем самые большие сферы.


МАХАТТАТТВА (Ск.). Первое из семи творений, названных в "Пуранах" соответственно: Махаттаттва, Чута, Индрия, Мукхья, Тирьяксрота, Урдхвасрота и Арваксрота.


МАХАЯНА (Пали). Школа; букв., "большая колесница". Мистическая система, основанная Нагарджуной. Его книги были написаны во втором веке до Р. Х.


МАШ-МАК. По преданию - слово атлантов четвертой Расы для обозначения таинственного Космическогоогня или, скорее, Силы, которая, как утверждалось, могла в один миг стереть в порошок целые города и разрушить мир.


М'БУЛ (Ев.). "Воды потопа". Эзотерически - периодические излияния астральных нечистот на землю; периоды психических преступлений и беззаконий, или постоянных моральных катаклизмов.


МЕГАКОСМ (Гр.). Мир Астрального света или, как объяснено запутавшимся масоном, "большой мир, не идентичный Макрокосму, Вселенной, а что-то между ним и Микрокосмом, малым миром", или человеком.


МЕДИНИ (Ск.). Земля, так названная от костного мозга (medas) двух демонов. Эти чудовища выскочили из уха спящего Вишну и готовились убить Браму, лежащего на лотосе, растущего из пупка Вишну, когда бог Сохранения проснулся и умертвил их. Тела их, брошенные в море, образовали такое количество жира и костного мозга, что Нараяна использовал это для создания земли.


МЕЛЕК (Ев.). Букв., "Царь". Титул Сефиры Тиферет, v или вау, в тетраграмматоне - сын или Микропросопус (Меньший Лик).


МЕЛХИ (Ск.). Класс богов огня, или саламандры.


МЕМРАБ (Ев.). В Каббале "голос воли", т. е. коллективные силы природы в действии, названные еврейскими каббалистами "Словом", или Логосом.


МЕНДЕС (Гр.). Название демона-козла, которому, по утверждению Римской Церкви, совершали поклонение тамплиеры и другие масоны. Но этот козел был мифом, созданным злобной фантазией odium theologicum. Подобно существа никогда не было, так же как и поклонения ему у тамплиеров или их предшественников, гностиков. Бог Мендеса, или греческий Мендесий - наименование Нижнего Египта в дохристианские времена - был овеноголовый бог Аммон, живой и святой духРа, жизнедающего Солнца; и это ввело в заблуждение некоторых греческих авторов, утверждавших, что египтяне называли самого "козла" (или овено-голового бога) Мендесом. Аммон веками был главным божеством Египта, верховным богом; Амоун-Ра - "сокрытым богом", или Аменом (сокровенным), Саморожденным, который является "своим собственным отцом и своим собственным сыном". Эзотерически он был Паном, богом природы или олицетворенной природой, и, вероятно, раздвоенное копыто козлоногого Пана содействовало заблуждению, что этот бог является козлом. Поскольку святилище Аммона находилось в Па-би-небтате, "обители Тата или Духа, Владыки Тата" (Биндеди в ассирийских надписях), греки вначале исказили это название как Бендес, а потом - Мендес, от "Мендесий". Эта "ошибка" слишком хорошо служила церковным целям, чтобы быть отброшена, даже когда была обнаружена.


МЕНДЕЯНЕ (Гр.). Их называют также сабеянами или христианамиСв. Иоанна. Последнее есть абсурд, так как, согласно всем свидетельствам и даже их собственному, они не имеют вообще ничего общего с Христианством, к которому они питают отвращение. Современная секта мендеян широко распространена по всей Малой Азии и в других местах, и правильно считается некоторыми востоковедами непосредственными уцелевшими остатками гностиков. Ибо, как разъяснено в "Dictionnaire des Aрocryрhes" аббата Минье (ст. (Le Code Nazarean" vulgairement aррale "livre d'Adam"), мендяне (по-французски пишется Mandaites, что произносится как Mandai) "собственно означает науку, знание или Гнозис. Таким образом, это эквивалент гностиков" (ibid., сноска на с. 3). Как показывает цитированное выше сочинение, несмотря на то, что многие путешественники говорили о секте, последователи которой именуются по-разному - сабеянами, христианами Св. Иоанна и мендеянами, и распространены вокруг Шат-Этараба у слияния Тигра и Евфрата (главным образом - в Бассоре, Ховейзе, Корне и т. д.), именно Норберг первым указал на племя, принадлежащее к той же секте, обосновавшееся в Сирии. И оно является интереснейшим из всех. Это племя, численностью около 14`000 или 15`000, живет на расстоянии одного дня пути к востоку от Ливанской Горы, в основном - в Элмерке (Лата-Киех). Они называют себя без различия назареями и галилеянами, так как первоначально они пришли в Сирию из галилеи. Они утверждают, что их религия является той же религией Св. Иоанна Крестителя и что она ничуть не изменилась с тех пор. В дни празднеств они носят одежду из верблюжьих кож, спят на верблюжьих шкурах и едят акриды и мед, как поступал их "Отец, Св. Иоанн Креститель". Однако, они называют Иисуса Христа обманщиком, фальшивым Мессией, и Нэбсо (или планетой Меркурий в ее злом аспекте), и преподносят его как творение Духа "семи ко злу расположенных звездных" (или планет). См. "Кодекс Назареев", который является их Священным писанием.


МЕНСАМБУЛИЗМ (Лат.). Слово, созданное некоторыми французскими каббалистами для обозначения феномена "столо - вращения", от латинского mensa, стол.


МЕРАХА  ФАТ (Ев.). Употребляется в отношении "дыхания" божественного Духа, когда он носится над водами пространства перед творением (см. "Сифра ди Цениута").


МЕРКВАВА или МЕРКАБА (Ев.). Колесница: каббалисты говорят, что Верховный, после того как учредил Десять Сефиротов, использовал их как колесницу или трон славы, на котором нисходить на души людей.


МЕРОДАХ (Халд.). Бог Вавилона, Бэл более поздних времен. Он является сыном Давкины, богини низших сфер или земли, и Хэа, Бога Морей и Гадеса у востоковедов; но эзотерически и у аккадийцев - Великим Богом Мудрости, "кто воскрешает мертвых". Хэа, Эа, Дагон или Оанн, и Меродах суть одно.


МЕРУ (Ск.). Название горы, якобы находящейся в центре (или "пупе" ) земли, где расположена Сварга, Олимп индийцев. Она содержит "города" величайших богов и обители различных Дэв. В географическом значении, она есть неизвестная гора к северу от Гималаев. По преданию, Меру была "Страной Блаженства" самых ранних ведийских времен. Ее называют также Хемадри, "золотая гора", Ратнасану, "вершина драгоценного камня", Карникачала, "гора лотоса", и Амарадри и Дэва-парвата, "гора богов". Оккультные учения помещают ее в самый центр Северного полюса, Выделяя ее как местонахождение первого континента на нашей земле, после отвердения этого глобуса.


МЕСМЕР, Фридрих  Антон. Знаменитый целитель, который вновь открыл и применил практически тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени - месмеризмом. Он родился в Швабене в 1734 г. и умер в 1815. Он был посвященным членом Братств "Fratres Lucis" и Лукшура (или Луксора), или египетского ответвления последнего. Именно совет "Луксора" избрал его - согласно указам "Великого Братства" - для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Именно Сен Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для помощи, но после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, он был отозван. Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии. Месмер основал в 1783 г. "Орден Всемирной Гармонии", в котором, как плагают, учили лишь животному магнетизму, но на самом деле в нем разъясняли учения Гиппократа, методы древних Асклепиев, Храмов Целения, и многие другие оккультные науки.


МЕТАМПСИХОЗ. Продвижение души из одной стадии существования в другую. Символизирован и вульгарно воспринят, как перерождения в телах животных. Это термин, который вообще неправильно понят всеми классами европейского и американского общества, включая многих ученых. Метампсихоз следует относить лишь к животным. Каббалистическая аксиома "Камень становится растением, растение - животным, животное - человеком, человек - духом, а дух - богом" разъясняется в труде Ману "Манава Дхарма Шастра" и других брахманистских книгах.


МЕТАТРОН (Ев.). Каббалистический "Принц Ликов", Разум Первой Сефиры, и предполагаемый руководитель Моисея. Числовое значение его 314, - такое же, как у титула божества "Шаддай", Всемогущий. Он есть также Ангел мира Бриа, и тот, кто вел израильтян через Пустыню и поэтому то же, что "Господь Бог" Иегова. Это слово напоминает греческие слова метатрон, или "близ Трона" (У. У. У.).


МЕТИС (Гр.). Мудрость. Греческая теология соединяла Метис - Божественную Мудрость, с Эросом - Божественной Любовью. Это слово, также, якобы составляет часть божества или идола тамплиеров - Бафомета, которое некоторые авторитеты производят от Baрhe, крещение, и Metis, мудрость; тогда как другие утверждают, что этот идол представлял двух учителей, которые тамплиеры одинаково отвергали, а именно Папу и Магомета (У. У. У.).


МЕХЕН (Ег.). В народных мифах - великий змий, представляющий низшую атмосферу. В Оккультизме - мир Астрального света, символически названный Космическим Драконом и Змием (См. труды Элифаса Леви, который называл этот свет Le Serрent du Mal, и другими именами, приписывая ему все злые воздействия на землю).


МЕШИА и МЕШИАНЭ (Зенд.). Адам и Ева зороастрийцев, в ранней системе первая человеческая пара.


МИАЛБА (Тиб.). В Эзотерческой философии Северного Буддизма - название нашей Земли, именуемой Адом для тех, кто вновь воплощаются на ней для наказания. Экзотерически, Миалба переводится как "ад".


МИГМАР (Тиб.). Планета Марс.


МИДГАРД (Сканд.). Огромный змей в "Эддах", грызущий корни Иггдразила - Древа Жизни и Вселенной в легенде древних скандинавов. Мидгард есть Мировой Змей Зла.


МИДРАШИМ (Ев.). "Древние" - то же, что "Пурана"; древние писания иудеев, так же как "Пураны" Индии называются "Древними" (Священными Писаниями).


МИЗРАИМ (Ег.). Название Египта в очень древние времена. Сейчас это обозначение связано с Франкмасонством. См. ритуал Мизраима и ритуал Мемфиса в масонских энциклопедиях.


МИМАНСА (Ск.). Школа философии; одна из шести в Индии. Существуют две Мимансы, старая и новая. Первую, "Пурва-Мимансу", создал Джамини, а более позднюю, или "Уттара-Мимансу" - один из Вьяс, - и теперь ее называют школой Веданты. Шанкарачарья был самым выдающимся апостолом последней. Школа Веданты является древнейшей из всех шести Даршана (букв., "проявлений"), но даже в отношении Пурва-Мимансы не допускают большей древности, как 500 лет до Р. Х. Востоковеды в своем пристрастии к абсурдной идее, что все эти школы возникли "благодаря греческому влиянию", для того, чтобы те соответствовали их теории, хотели бы приписать им еще более позднее происхождение. Шад-Даршана (или Шесть Проявлений) имеют все одну общую отправную точку и утверждают, что ex nihilo nihil fit.


МИМИР (Сканд.). Мудрый великан в "Эддах". Один из етунов или титанов. У него был колодец, который он охранял (колодец Мимира), содержавший воды Первичной Мудрости, напившись из которого Один приобрел знание о всех минувших, настоящих и будущих событиях.


МИНАС (Ск.). То же, что Минам, знак Зодиака рisces, или Рыбы.


МИНОС (Гр.). Великий Судья в Гадесе. Древний Царь Крита.


МИР (World). Как префикс к горам, деревьям и так далее это означает мировое верование. Так, "Мировой Горой" индусов была Меру. Как сказано в "Разоблаченной Изиде": "Все мировые горы и мировые яйца, мировые деревья и мировые змии и столбы могут быть объяснены, как воплощающие научно доказанные истины натурфилософии. Все эти горы содержат, с очень незначительными вариациями, аллегорически выраженное описание первичной космогонии; мировые деревья - последующей эволюции духа и материи; мировые змии и столбы - символические памятники различных атрибутов этой двоякой эволюции в ее бесконечном соотношении космических сил. В таинственных глубинах этой горы - матрицы вселенной - боги (силы) подготовляют атомистические зародыши органической жизни, и в то же время напиток жизни, который, когда его пьют, пробуждает в человеке-матери человека-духа. Сома, жертвенное питье индусов, является этим священным напитком. Ибо, при сотворении рrima materia, в то время как ее грубейшие частицы были использованы для физического эмбрио-мира, ее более божественная сущность наполнила вселенную, невидимо пронизывая и заключая в свои эфирные волны новорожденного младенца, развивая и стимулируя его к деятельности, по мере его медленного выявления из вечного хаоса. Из поэзии абстрактных представлений, эти мировые мифы постепенно превратились в конкретные образы космических символов, какими их теперь раскрывает археология". Другим и еще более принятым префиксом ко всем этим объектам служит слово "Mundane" (См. "Мировое Яйцо", "Мировое Древо" и "Иггдрасил").


МИРОВОЕ  ЯЙЦО  или  ДРЕВО, или любой подобный символический объект в мировых Мифологиях. Меру есть "Мировая Гора"; Древо Бодхи или Ficus religiosa, есть Мировое Древо буддистов, так же как Иггдразил является "Мировым Древом" древних скандинавов.


МИРЫ, НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ. Оккультисты и каббалисты сходятся в разделении вселенной на высшие и низшие миры, миры Мысли и миры Материи. "Как вверху, так и внизу", утверждает Герметическая философия. Этот низший мир сформирован по своему прообразу - высшему миру; и "все, что в низшем, есть лишь образ - отражение) того, что в высшем" ("Зохар", II, fol. 20a).


МИРЫ, ЧЕТЫРЕ. Каббалисты различают Четыре Мира Существования, а именно: Ацилут, или прототипный; Бриа, или творящий, первое отражение высшего; Иецира, или формирующий; и Ассия, Мир Оболочек, или Клиппот, и материальная вселенная. Сущность Божества, концентрируясь в Сефиротах, сперва проявляется в Мире Ацилут, и их отражения воспроизводятся последовательно в каждом из четырех планов, постепенно уменьшаясь в светоносности и чистоте, пока не достигнута материальная вселенная. Некоторые авторы называют эти четыре плана Разумным, Нравственным, Чувственным и Материальным Мирами. (У. У. У.).


МИСТАГОГИЯ (Гр.). Учения или толкования священных мистерий.


МИСТЕРИИ. Греческие телетаи, или завершения, празднества посвящения, или Мистерии. Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание - преподавались таким же образом. Гиппократова клятва была ничем другим, как обязательством мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были посвященными Эскулапского культа змия, как вакханки были посвященными Дионисий; и оба ритуала были в конце концов объединены с Элевзиниями. Священные Мистерии разыгрывались в древних Храмах посвященными Иерофантами для пользы и обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными Мистериями являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте "группой хранителей тайн", как м-р Бонвик называет Иерофантов. Морис описывает их природу очень наглядно в нескольких строках. Рассказывая о Мистериях, разыгрываемых в Филэ (на острове Нила), он говорит, что "в этих темных пещерах великие и мистические тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, в то время как торжественный гимн посвящения отдавался эхом через обширное пространство этих каменных тайников". Слово "мистерии" произошло от греческого , "закрыть рот", и каждый символ, связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают Платон и многие другие мудрецы древности, Мистерии были очень религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы этики. Греческие мистерии - таинства Цереры и Вакха - были лишь подражаниями египетским; и автор книги "Egyрtian Belief and Modern Thought" сообщает, что наше "слово chaрel или caрella есть, как утверждают, Caрh-El, или школа Эла, Солнечного божества". С Мистериями связаны знаменитые Кабиры. Короче говоря, Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще, олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их соответственных жизней. Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.


МИСТЕРИУМ  МАГНУМ (Лат.). "Великая Тайна", термин, употребляемый в Алхимии в связи с изготовлением "Философского Камня" и "Эликсира Жизни".


MYSTICA  VANNUS  IACCHI. Обычно переводится как мистическая Сеялка; но на одной из дверей терракота в Британском музее эта сеялка есть Корзина, вроде тех, которые в Мистериях древних выставлялись напоказ с мистическим содержимым: Инман утверждает - с символическими яичками (У. У. У.).


МИСТЫ (Гр.). В древности, название новых Посвященных; теперь так зовут римских кардиналов, которые, позаимствовав все другие свои обряды и догмы от арийских, египетских и эллинских "язычников", присвоили также и musis неофитов. Они должны держать глаза и рот закрытыми при их посвящении в сан, и поэтому зовутся мистами.


МИТРА. Головной убор Религиозного сановника - как у римско-католического епископа: шапка, в верхней части оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голову рыбы с открытым ртом - os tincae, что ассоциировалось с Дагоном, вавилонским божеством - слово даг означает рыбу. Любопытно, что os uteri так называли в женской человеческой форме, и рыба связана с богиней Афродитой, которая появилась из моря. Любопытно также то, что древнехалдейские легенды говорят о религиозном учителе, вышедшем к ним из моря, которого звали Оанном и Аннедотом, - полу-рыбе, полу-человеке (У. У. У.).


МИТРА или МИФРА (Перс.). Древнеиранское божество, бог солнца, о чем свидетельствуют его голова льва. Это имя существует и в Индии и означает одну из форм солнца. Персидский Мифра, изгнавший из небес Ахримана, является своего рода Мессией, возвращения которого ожидают в качестве судьи людей, и он есть грехо-несущий бог, искупляющий беззакония человечества. Как таковой, однако, он прямо связан с высшим Оккультизмом, учения которого излагались во время Мистерий Мифры, которые вследствие этого носили его имя.


"МИШНА" (Ев.). Древнейшая часть еврейского Талмуда, или устного закона, состоящая из дополнительных предписаний для руководства евреев, с обильными комментариями. Содержание распределено в шести разделах, рассматривающих Семена, Празднества, Женщин, Вред, Священные Вещи и Очищение. Раввин Иуда Аунаси Кодифицировал Мишну примерно в 140 г. н. э. (У. У. У.).


МЛЕЧЧХИ (Ск.). Изгнанники. Название, даваемое всем иностранцам и не-арийцам.


МНЕВИС (Ег.). Бык Мневис, Сын Птаха и символ бога Солнца Ра, - как Апис считался Озирисом в священной форме быка. Обитель его была в Гелиополе, ГрадеСолнца. Он был черным и нес на своих рогах священный урей и диск.


МОБЕДЫ (Зенд.). Жрецы парсов или зороастрийцев.


МОЙРА (Гр.). То же, что латинское Fatum - судьба, рок, сила, руководящая действиями, страданиями, жизнью и борениями людей. Но это не Карма, а лишь одна из ее сил-посредников.


МОКША (Ск.). "Освобождение". То же, что Нирвана; посмертное состояние покоя и блаженства "Души-Странника".


МОЛОТ ТОРА. Оружие, которое имело форму Свастики; европейские мистики и масоны назвали это "Герметическим Крестом", также "Крестом Джайна", croix cramрonnee; самый архаический, также как и самый священный и всемирно почитаемый символ.


МОНАДА (Гр.). Единство, один; но в Оккультизме это часто означает объединенную триаду, Атма-Буддхи-Манас, или дуаду, Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к Человеку и затем к конечной цели - Нирване.


МОНАС (Гр.). То же, что и термин Монада; "Одинокий", единица. В пифагорейской системе дуада эманирует из высшего и единичного Монаса, являющегося, таким образом, "Перво-Причиной".


МОНАХИНИ. Монахини были и в древнем Египте, и в Перу, и в старом языческом Риме. Они были "девственными невестами" соответствующих (Солнечных) богов. Геродот заявляет: "Невесты Аммона исключаются из всех сношений с людьми", они "невесты Неба", и, в сущности, для мира они становятся мертвыми, - так же как и теперь. В Перу они были "Чистыми Девами Солнца", и к паллакстам Аммона-Ра в некоторых надписях обращаются как к "божественным супругам". "Сестра Оун-нефера, главного пророка Озириса, во время владычества Рамзеса II", описана как "Таиа, Настоятельница Монахинь" (Мариетт Бей).


МОНОГЕНЕС (Гр.). Букв., "единородный", название Прозерпины и других богов и богинь.


МОРИА (Ск.). Одна из буддийских царских династий Магадхи, к которой принадлежали Чандрагупта и Ашока, его внук; также название племени раджпутов.


МОРИА, ГОРА. Согласно традиции, местонахождение первого храма Царя Соломона в Иерусалиме. На эту гору отправился Авраам, чтобы принести в жертву Исаака.


МОТ (Финик.). То же, что ilus, ил, предвечный хаос; слово, употребленной в Тирренской Космогонии.


МОУТ или МУТ (Ег.). Богиня-матерь; изначальная богиня, ибо говорится, что "все боги родились от Мут". Астрономически - луна.


МУ (Сензар.). Мистическое слово (или, вернее, часть его) в Северном Буддизме. Оно означает "уничтожение искушения" во время практикования упражнений Йоги.


МУДРА (Ск.). Называется мистической печатью. Система оккультных знаков, образуемых пальцами. Эти знаки имитируют древние санскритские буквы магической силы. Первоначально употреблялись в Школе Йогачарья северных буддистов, позднее были приняты индусскими тантриками, которые часто злоупотребляют ими в целях черной магии.


МУДРОСТЬ. "Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии", говорят каббалисты; но они также относят этот термин к Слову или Логосу, Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию. "Единая Мудрость - в Звуке", говорят оккультисты, - где опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть субстрат Акаши. В "Зохаре", "Книге Великолепия", говорится: "Это есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего, что имеется от Всевышнего" ("Зохар", III, fol. 288, "Каббала" Мейера). И это объясняется: "Над Кэтер есть Айин, или Энс, т. е. Эйн, Ничто". "Это так названо потому, что мы не знаем, и невозможно узнать, что в этом Принципе, потому что... это выше самой Мудрости" (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.


МУКТА и МУКТИ (Ск.). Освобождение от чувствующей жизни; осчастливленный или освобожденный; кандидат на Мокшу, свободу от плоти и матери, или жизни на этой земле.


МУЛАПРАКРИТИ (Ск.). Парабрахмическая основа, абстрактный божественны йженский принцип - недифференцированная субстанция, Акаша. Буквально - "корень Природы" (Пракрити) или Материи.


МУЛИЛ (Халд.). Одно из имен халдейского Бэла.


МУЛУК-ТАУС (Араб.). От Малух, "Властитель", более поздняя форма Молоха, Мелека, Маляка и Малахим, "вестники", ангелы. Это есть Божество, которому в форме павлина поклоняются иезиды, секта в Персии, ласково названные христианской теологией "поклонниками Дьявола". Владыка "Павлин" не является ни Сатаной, ни дьяволом, ибо это просто символ стоглазой Мудрости; птица Сарасвати, богиниМудрости; Карттикеи, Кумары; Девственницы Мистерий Юноны, и всех богов и богинь, связанных с сокровенным учением.


МУМИЯ. Название человеческих тел, бальзамированных и сохраненных по древнему египетскому методу. Процесс мумификации представляет собой крайне древний обряд в стране фараонов и считался одной из самых священных церемоний. Кроме того, это был процесс, свидетельствующий о значительных познаниях в химии и хирургии. Мумии, возраст которых 5000 лет и более, предстают перед нами столь же хорошо сохранившимися, как когда они впервые вышли из рук парашистов.


МУМУКШАТВА (Ск.). Желание освобождения (от реинкарнации и порабощения материей).


МУНДАКЬЯ УПАНИШАДА (Ск.). Букв., "эзотерическое учение Мундаки", сочинение огромной древности. Оно было переведено Раджа Рамохан Роем.


МУНИ (Ск.). Святые или Мудрецы.


МУРАРИ (Ск.). Эпитет Кришны или Вишну; букв., враг Муры - асура.


МУРТИ (Ск.). Форма или знак, или лик, например, "Тримурти" - "три Лика" или Образа.


МУРТИМАТ (Ск.). Нечто присущее или воплощенное в чем-то другом и неотделимое от него; подобно влажности воды, которая является сосуществующей и одновременной с ней. Употребляется в отношении некоторых атрибутов Брамы и других Богов.


МУСПЕЛ (Сканд.). Великан в "Эдде", бог Огня и отец Пламен. Эти злые сыны доброго Муспела после того, как угрожали злом в Жархейме (Муспелхейме), в конце концов собрались в грозную армию и устроили "Последний Бой" на поле Вигред. Муспел представлен как "МировойОгонь". Концепция Темного Суртура (черного дыма), из которого вспыхивают языки пламени, связывает Муспела с индусским Агни.


МУТХАМ или Маттам (Ск.). Храмы в Индии с кельями и монастырями для монашеских аскетов и ученых.


МЬЕЛНИР (Сканд.). Молот грозы Тора (см. "Свастика"), сделанный для него Гномами; им этот Бог покорял как людей, так и богов. Тот же вид магического оружия, что и Агнеястра индусов, оружие огня.



 
































Сайт управляется системой uCoz