П
- 16-я буква как в греческом, так и английском алфавитах и 17-я в еврейском,
где она называется пэ или пэй и символизируется ртом, соответствуя, также
как и в греческом алфавите, числу 80. У пифагорейцев
она также была эквивалентом 100, а с чертой - (Р) - она означала 400`000.
Каббалисты
связывают с ней священное имя рhodeh (Спаситель), хотя этому не
дано никаких веских обоснований.
Р
и КРЕСТ,
называемый обычно Штандартом Константина. Однако, это было одной из древнейших
эмблем в Этрурии до Римской Империи. Это также было знаком Озириса.
Как длинный латинский, так и греческий наперстный кресты
- египетского происхождения; первый очень часто можно увидеть в руке Гора.
"Столь обычные в Европе крест и
изображение
распятия встречаются на груди у мумий"
(Бонвик).
ПАВАКА
(Ск.). Один из трех персонифицированных огней - старших
сыновАбхиманима
или Агни, у которого было сорок пять сыновей;
они вместе с первым сыном Брамы, их отцом
Агни, и его тремя отпрысками образуют
мистические 49 огней. Павака есть электрический
огонь.
ПАВАМАНА
(Ск.).
Другой из трех огней (см. выше) - огонь, производимый
трением.
ПАВАНА
(Ск.).
Бог
ветра; предполагаемый
отец обезьяны-бога
Ханумана
(См. "Рамаяна").
ПАДАРТХИ
(Ск.).
Предикаты существующих вещей, так названные в "Вайшешике"
или "атомистической" системе философии, основанной
Канадой.
Эта школа - одна из шести Даршан.
ПАДМА
(Ск.).
Лотос;
имя Лакшми, индусской Венеры, которая является
женой, или женским аспектом,
Вишну.
ПАДМА
АСАНА
(Ск.). Поза, предписанная и практикуемая некоторыми йогами
для развития сосредоточенности.
ПАДМАИОНИ
(Ск.). Титул Брамы (также называемого
Абджаиони),
или "лотосо-рожденный".
ПАКШАМ
(Ск.).
Астрономическое
исчисление; половина лунного месяца, или
14
дней, два пакшам (или ПАКЧАМ) образуют месяц
смертных, но это есть только один день Питар Дэвата,
или "отцов-богов".
ПАЛАСА
ДЕРЕВО (Ск.). Называемое также Канака (butea frondosa), дерево
с красными цветами, обладающими очень оккультными
свойствами.
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЙ.
Нововведенный термин, в геологии означающий "древний каменный" век, как
противоположный термину неолитический, "новейший", или более поздний каменный
век.
ПАЛИ.
Древний язык Магадхи, язык, предшествовавший
более утонченному Санскриту. Все буддийские
Писания написаны на этом языке.
ПАЛИНГЕНЕЗИС
(Гр.).
Преобразование, или новое рождение.
ПАН
(Гр.).
Бог
природы, - отсюда
Пантеизм;
бог пастухов, охотников, крестьян и жителей
деревни. Гомер считает его сыном Гермеса
и Дриопы. Его имя означает Всё. Он был изобретателем свирелей Пана, и ни
одна нимфа, слышавшая их звук, не могла противостоять очарованию великого
Пана, несмотря на его гротескный облик. Пан связан с козлом
Мендеса лишь постольку, поскольку последний, как талисман великой оккультной
силы, представляет творящую мощь природы.
Вся Герметическаяфилософия
основана на скрытых тайнах
природы, и как Бафомет неоспоримо являлся
каббалистическимталисманом,
так и имя Пана обладало великим магическим
воздействием в том, что Элифас Леви назвал
бы "Заклинанием Элементалов".
Существует известная религиозная легенда, распространенная в христианском
мире еще начиная с времен Тиберия, сводящаяся к тому, что "великий Пан
мертв". Но в этом люди очень ошибаются; ни природа, ни какая-либо из ее
Сил никогда не могут умереть. Некоторые из них могут оставаться непримененными
и, забытые, дремать в течение долгих столетий. Но как только созданы надлежащие
условия, они пробуждаются, чтобы снова действовать с дестикратной силой.
ПАНДОРА
(Гр.).
Очаровательная женщина, созданная богами по указаниям Зевса,
чтобы быть посланной к Эпиметею, брату
Прометея; у нее хранился ларец, в котором были заключены
все несчастья, страсти и бедствия, досаждающие человечеству.
Побужденная любопытством, Пандора открыла этот ларец и таким образом выпустила
на волю все несчастья, которые нападают на людей.
ПАНИНИ
(Ск.).
Известный грамматик, автор знаменитого труда "рaniniyama";
Риши,
который якобы получил свое сочинение от бога Шивы.
Не зная, в какую эпоху он жил, востоковеды относят время его жизни к периоду
между 600 г. до Р. Х. и 300 г. н. э.
ПАНТАКЛ
(Гр.).
То же, что ПЕНТАЛЬФА, тройной треугольник Пифагора
или пятиконечная звезда. Он так назван потому, что воспроизводит букву
А (альфа) на каждой из своих сторон, или
в пяти различных положениях; кроме того, его число составлено из первого
нечетного (3) и первого четного (2) чисел. Он очень оккультный.
В Оккультизме и Каббале
он означает человека или Микрокосм, "Небесного
Человека", и как таковой был могущественным
талисманом для охранения от
злых духов или элементалов.
В христианской теологии
он относится к пяти ранам Христа; однако,
его толкователи не в состоянии добавить, что эти "пять ран" сами по себе
были символом Микрокосмоса или "Малой Вселенной", или опять же - Человечества,
- этот символ указывал на падение чистого Духа
(Христос'а) в материю (Iassous, "жизнь"
или человек). В эзотерическойфилософии Пентальфа, или пятиконечная звезда, является
символом Эго или Высшего Манаса.
Масоны употребляют его, обращаясь к нему
как к пятиконечной звезде и связывая его с их собственной причудливой интерпретацией.
(См. слово "Пентакл" для различения его значения от
"Пантакл").
ПАНТЕИСТ.
Тот, кто отождествляет Бога с Природой, и наоборот. Люди обычно нападают
на Пантеизм и считают его заслуживающим порицания. Но как может философ
рассматривать Божество как беспредельное, вездесущее и вечное, если Природа
не будет являться аспектом Этого, и если Это не будет одушевлять каждый
атом в Природе?
ПАНТЕР
(Ев.).
Согласно "Сефер Толдош Иешу", одному из так называемых
апокрифических
еврейских Евангелий,
Иисус был сыном Иосифа Пантера и Марии, отсюда - Бен
Пантер. Традиция считает Пантера римским солдатом (У. У. У.).
ПАНЧАКРИТАМ
(Ск.).
Элемент, соединенный с мелкими частицами дpугих четыpех элементов.
ПАНЧА
КРИШТАЙА (Ск.) Пять рас.
ПАНЧАМА
(Ск.)
Одно из пяти качеств музыкального звука,
пятое, тогда как Нидша и Давайта
завершают семерку; G диатонической шкалы.
ПАНЧАНАНА
(Ск.)
"Пятиликий", титул Шивы; намек на пять
рас (с начала первой), которые он представляет как вечно воплощающийсяКумара
в течении Манвантары. В шестой коренной
расе
он будет называться "шести-ликим".
ПАНЧАСИКХА
(Ск.)
Один
из семи Кумар, отправившийся, в аллегории,
совершать поклонение Вишну на остров Шветадвипа.
ПАНЧЕН
РИМПОЧЕ (Тиб.). Букв., "великий Океан, или Учитель Мудрости".
Титул Таши Ламы в Шигатзе;
инкарнацияАмитабхи,
духовного "отца" Ченрези,
что равнозначно утверждению, что он АватарЦонгк'а-пы.
De jure Таши Лама является вторым после
Далай Ламы;
de facto - он выше, так как именно Дхарма Ричен, преемник Цонгк'а-пы
в золотом монастыре, основанном этим Реформатором и упроченном
сектой Гэ-лук-па
(желтые шапки), посвящал
в сан Далай Лам
в Лхассе, и был первым из династии "Панчен Римпоче". Тогда как первых (Далай
Лам) величают "Сокровища Величия", последние
обладают немного более высоким титулом, а именно - "Сокровище Мудрости",
так как они высокие Посвященные.
ПАПА-ПУРУША
(Ск.). Букв., "Человек Греха": персонификация в человеческой
форме всякого порока и греха. Эзотерически,
тот, кто возрожден или перевоплощен из состояния Авичи
-следовательно, "Лишенный Души".
ПАРА
(Ск.).
В философии - "беспредельный" и "верховный", конечный
рубеж. Парам есть конец и цель существования; Парапара
есть предел пределов.
ПАРАБРАХМ
(Ск.).
Буквально, "за пределами Брамы". Верховный
Беспредельный Брахма, "Абсолют"
- реальность, лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и
безымянный всемирныйПринцип.
ПАРАМАПАДАТМАВА
(Ск.).
За пределами состояния Духа, "более верховный",
чем Дух, граничащий с Абсолютом.
ПАРАМАПАДХА
(Ск.).
Место, где - согласно ведантистам
Вишиштадвайты - достигшие Мокши
(Блаженства) вкушают блаженство. Это "место" не материальное, но сотворено,
как говорится в катехизисе этой секты, "из
Шуддхасатвы, естества, из которого
создано
тело Ишвары",
господа.
ПАРАМАПАХА
(Ск.).
Состояние, которое уже является обусловленным существованием.
ПАРАНЕЛЛАТОНЫ.
В древней Астрономии это название относилось
к определенным звездам и созвездиям, которые являются внезодиакальными,
располагаясь над и под созвездиями Зодиака;
всего их было 36, относившихся к деканам (или декадам???), или одной третьей
части каждого знака. Паранеллатоны восходят или заходят попеременно с деканами.
Так, когда Скорпион восходит, Орион в его
паранеллатоне заходит, также Возничий; от этого родился миф, что кони Фаэтона,
Солнца, испугались Скорпиона, и Возничий упал в реку По; это созвездие
Реки Эридан, которое расположено под звездой
Возничего. (У. У. У.).
ПАРАТАНТРА
(Ск.).
То, что не имеет существования само по себе, но лишь благодаря зависимому
или причинному отношению.
ПАРАЦЕЛЬС.
Символическое имя, принятое величайшим оккультистом
средневековья - Филиппом Бомбастом Ауреолом Теофрастом
фон Гогенгеймом, родившимся в округе Цюриха в 1493 г. Он был
мудрейшим
врачом своего столетия и самым знаменитым, ибо излечивал почти всякую болезнь
силою им самим изготовленных
талисманов.
Он не имел ни единого друга, и был окружен врагами, наизлобнейшими из которых
были церковники и их клика. Понятно, что его обвинили в союзе с
дьяволом,
также нечего удивляться, что в конце концов он был убит одним неизвестным
врачем, в возрасте сорока восьми лет. Он умер в Зальцбурге, оставив после
себя много трудов, которые по сей день высоко ценятся у каббалистов
и оккультистов. Многие из его изречений
оказались пророческими. Он был ясновидящим
высокой степени, одним из самых ученых и эрудированных философов
и мистиков, и выдающимся алхимиком.
Физика
в долгу перед ним за открытие Азота.
ПАРАШАКТИ
(Ск.).
"Великая Сила" - одна из шести Сил Пpиpоды;
сила
света и тепла.
ПАРСЫ.
Пишется также рarsis. Последователи Зороастра.
Это имя дано потомкам некогда могучего иранского народа, которые остались
верными религии своих предков - поклонению огню.
Теперь эти потомки живут в Индии, числом около 50`000, преимущественно
в Бомбее и Гуджерате.
ПАСТОФОРЫ
(Гр.).
Определенный класс кандидатов на посвящение, те, которые
в публичных процессиях (а также в храмах) несут священный гроб или погребальное
ложе Солнечных богов - убитых и воскресших, - Озириса,
Таммуза
(или Адониса), Атиса и других. Христиане
заимствовали свой гроб от язычников древности.
ПАСКВАЛЕ
МАРТИНЕС. Очень образованный человек,
мистик
и оккультист. Родился в Португалии около
1700 г. Много путешествовал, приобретая
знания, где только мог, - на Востоке,
в Турции,
Палестине,
Аравии,
Центральной Азии. Он был выдающимся
каббалистом.
Был учителем Посвятителя маркиза Сен
Мартена, учредившего мистическуюМартинистскую
Школу и Ложу. Сообщается, что Пасквали умер в Санта-Доминго около 1779
г., оставив после себя несколько превосходных книг.
ПАСХА
(Easter). Это слово, по-видимому, образовалось от Остары,
скандинавской
богини весны. Она была символом воскресения всей природы, и ей поклонялись
ранней весной. У языческих древних
скандинавов
был обычай в это время обмениваться крашенными
яйцами,
которые называли яйцами Остары.
Теперь они стали Пасхальными Яйцами (Easter-Eggs).
Как сказано в "Asgard and the Gods": "Христианство
вложило другой смысл в этот древний обычай, связав его с празднеством Воскресения
Спасителя,
который, подобно скрытой жизни в яйце,
покоился в могиле три дня, прежде чем проснулся для новой жизни". Это было
тем более естественно, ибо Христос отождествлялся
с тем же Весенним Солнцем, которое появляется во всем своем великолепии
после мрачной и долгой смерти зимой.
ПАТАЛА
(Ск.).
Низший
мир, страна противоположного полушария; отсюда - адские
области в народном суеверии, а философски - обе Америки,
которые противоположны
Индии. Также и Южный полюс, как расположенный напротив
Меру,
Северного полюса.
ПАТАЛИПУТРА
(Ск.).
Древняя столица Магадхи, царства в Восточной
Индии,
теперь отождествляется с Патной.
ПАТАНДЖАЛИ
(Ск.).
Основатель философииЙоги.
Востоковеды относят время его жизни к 200 г. до Р. Х.;
оккультисты
- ближе к 700, чем к 600 г. до Р. Х. В
любом случае он был современником
Панини.
ПАХАНЫ
(Пракрит.).
Деревенские священнослужители.
ПАЧАКАМАК
(Перуан.).
Имя, данное перуанцами Творцу Вселенной, представленному в виде сонма творцов.
На его алтарь благочестивые возлагали лишь первые плоды и цветы.
ПАША
(Ск.).
Петля
распятия
Шивы;
петля, которую он держит в правой
руке в некоторых его изображениях.
ПАШТ
(Ег.).
Богиня
с головой кошки, Луна, называемая также
Секет. Ее статуи и изображения в большом
количестве представлены в Британском музее. Она жена или женский аспект
Птах'а (сына Нефа),
творящего принципа, или египетского Демиурга.
Она также называется
Бэсет или Бубастис,
будучи при этом как воссоединяющим, так и разъединяющим принципом.
Ее девиз: "наказывай виновных и устраняй осквернение", и один из ее символов
- кошка. Согласно виконту Руже, поклонение ей очень древнее (3000 г. до
Р.
Х.), и она является матерью азиатской
расы,
расы, которая поселилась в северном
Египте. В этом качестве ее называют
Уато.
ПАШУТ
(Ев.).
"Буквальное толкование". Один из четырех способов толкования Библии, применяемых
евреями.
ПАШЬЯНТИ
(Ск.).
Вторая
из четырех степеней (Пара,
Пашьянти,
Мадхъяма
и Вайкхари), на которые подразделяется
звук
в соответствии с его дифференциацией.
ПЕЛИНГ
(Тиб.).
Имя, даваемое всем чужеземцам в Тибете, особенно
европейцам.
ПЕНТАГОН
(Гр.).
От рente - "пять", и gonia - "угол"; в геометрии - плоская фигура с пятью
углами.
ПЕНТАКЛ
(Гр.).
Любая геометрическая фигура, особенно та, которая известна как двойной
равносторонний треугольник, шестиконечная звезда (подобно
теософическому
пентаклу); называлась также
печатью Соломона, а еще
раньше - "знаком Вишну"; применялась всеми
мистиками, астрологами
и т. д.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ.
Учение,
в которое верил Иисус и апостолы, так же как и все люди тех дней, но которое
теперь отрицается христианами. Все, египтяне,
обращенные в христианство, Отцы церкви
и другие, верили в эту доктрину, как показывают труды некоторых из них.
Из сохранившихся символов птица с головой
человека,
летящая к мумии (телу), то есть "душа",
соединяющаяся со своим сахоу (окруженное ореолом
тело Эго,
а также камалокическаяоболочка),
подтверждает это верование. Песнь Воскрешения, которую поет Изида,
чтобы возвратить своего мертвого супруга к жизни, можно перевести как "Песнь
Перевоплощения", так как Озирис есть коллективное
Человечество. "О! Озирис
(здесь следует имя озирифицированноймумии,
или умершего), воскресни вновь в святой земле (материи), превышняя мумия
в гробу, в своих телесных субстанциях",
- такова была траурная молитва жреца над покойником. У египтян "Воскресение"
никогда не означало воскресение
изувеченной
мумии,
но Души, которая ее оживляла, воскресение
Эго
в новом теле. То, что Душа или Эго
периодически облекается в плоть, было всемирным веровением; также ничто
не может быть в большем согласии со справедливостью и кармическим
законом.
(См. Предсуществование.)
ПЕРЕХОД
ПОТОКА (Каб.). С этой фразой можно встретиться в работах, относящихся
к средневековой магии: это есть название,
данное тайнописному алфавиту, употреблявшемуся
ранними раввинами-каббалистами;
упомянутый поток есть Хебар - это название также можно найти у латинских
авторов как Literae Transitus. (У. У. У.).
ПЕРВАЯ
ТОЧКА.
Метафизически - первая точка проявления,
зародыш первичной дифференциации, или точка
в бесконечном Круге, "центр которого везде,
а окружность - нигде". Эта Точка есть Логос.
ПЕРИОД
БРАХМАН
(Ск.). Один из четырех периодов, на которые ведийская
литература разделена востоковедами.
ПЕРИОД
МАНТР
(Ск.). Один из четыpех пеpиодов, на котоpые подpазделена ведийская
литеpатуpа.
ПЕРИОД
МАХАБХАРАТЫ.
Согласно лучшим индусским коментатоpам и свами Даянанде Саpасвати, 5000
лет до Р. Х.
ПЕРИОД
СУТР
(Ск.). Один из пеpиодов, на котоpые pазделена ведийская
литеpатуpа.
ПЕР-М-РХУ
(Ег.). Это имя есть общепринятое произношение древнего названия собрания
мистических
наставлений, по-английски называемого "The Book of the Dead" ("Книга
Мертвых"). Найдено несколько почти полных папирусов, и существуют бесчисленные
сохранившиеся копии частей этого труда (У. У. У.).
ПЕТУХ.
Очень оккультная птица, высоко ценимая
в древнем гадании и символизме. Согласно "Зохару",
петух поет три раза перед смертью человека,
и в России и во всех славянских странах всегда, когда человек
болен в доме, где имеется петух, его пение принимается за знак неизбежной
смерти,
если только птица не пела в полночь или сразу после этого, что считается
естественным. Так как петух был посвящен Эскулапу и так как последнего
звали Сотер (Спаситель) кто воскрешает мертвых в жизнь, то восклицание
Сократа
- "Мы должны Эскулапу петуха" - как раз перед смертью этого Мудреца,
является
очень выразительным. Так как в символизме петух всегда был связан с Солнцем
(или с солнечными богами), Смертью и Воскресением, то он нашел себе собственное
место в четырех Евангелиях в предсказании о Петре, отрекающемся от своего
Учителя прежде чем петух пропел трижды. Петух является самым магнетичным
и чувствительным из всех
птиц - отсюда и его греческое название
алектруон.
ПЕЧАТЬ
СОЛОМОНА.
Символический двойной треугольник, принятый Т.
О. и многими
теософами. Почему это
следует называть "Печатью Соломона" - остается тайной, если только она
не пришла в Европу из Ирана, где существует множество рассказов об этом
мифическом персонаже и магической печати,
употреблявшейся им для поимки джинов и
заключения их в старые бутылки. Но та же печать или двойной треугольник
в Индии называется "Печатью Вишну", и ее
можно видеть на домах в каждой деревне в качестве талисмана
против несчастья. Треугольник был священным и использовался в качестве
религиозного знака на дальнем Востоке за века до того, как Пифагор
провозгласил его первой из геометрических фигур, также как и наиболее таинственной.
Он встречается на пирамиде и обелиске, и полон оккультного
значения, как, впрочем, и все треугольники. Так, пентаграмма есть тройной
треугольник;
шестиконечный -
гексальфа. (См. "Пентакль"
и "Пентаграмма"). То, куда треугольник обращен, обуславливает его значение.
Если вверх, тогда он означает
мужской элемент и божественный огонь;
если вниз, то женский и воды материи;
вверх,
но с чертой поперек вершины - воздух и астральный
свет; вниз с чертой - землю или грубую материю, и т. д., и т. д. Когда
греко-христианский
священнослужитель, благословляя, держит
два пальца и большой палец вместе, он просто воспроизводит магический
знак - силою треугольника или "троицы".
ПЕШ-ХУН
(Тиб.). От санскритскогоПЕШУНА
- "шпион"; эпитет, данный Нараде, назойливому
и беспокойному Риши.
ПИГМАЛИОН
(Гр.).
Выдающийся скульптор и ваятель с острова Кипр, который влюбился в созданное
им самим изваяние. Богиня красоты, жалея его, превратила изваяние в живую
женщину (Овидий, "Метаморфозы"). Это является аллегорией души.
ПИКО
ДЖОВАННИ, ГРАФ МИРАНДОЛЫ. Знаменитый каббалист
и алхимик, автор трактата "о золоте" и
других каббалистических трудов. Он бросил
вызов Риму и Европе своей попыткой доказать божественную христианскую
истину в "Зохаре". Родился в 1463 г., умер
в 1494.
ПИЛАЛУ
КОДИ (Тамил.). В популярной астрономии
- прозвище, данное Плеядам, означающее "курица и цыплята". Также и французы,
что довольно забавно, называют это созвездие "Клетка для цыплят".
ПИНГАЛА
(Ск.).
Большой ведийский авторитет по Просодии
и тхандам Вед. Жил за несколько веков до
Р. Х.
ПИППАЛА
(Ск.).
ДРЕВО
ПОЗНАНИЯ: мистический плод того
дерева, "к которому шли Духи, возлюбившие
Науку". Это аллегорично и оккультно.
ПИРРА
(Гр.).
Дочь Эпиметея и Пандоры;
вышла замуж за Девкалиона. После потопа, когда человечество
было почти уничтожено, Пирра и Девкалион создали из камней мужчин
и женщин, бросая камни через себя.
ПИРРОНИЗМ
(Гр.).
Доктрина
Скептицизма,
которая первоначально преподавалась
Пирроном, хотя его система была намного
более философской, нежели пустые отрицания наших современных
пирронистов.
ПИТРИ
(Ск.).
Предки
или создатели
человечества. Всего они
делятся на семь классов, три из которых бестелесные,
арупа,
и четыре с телом. В народной теологии говорится, что они были сотворены
из бока Брамы. Их генеалогия представлена
по-разному, но в эзотерическойфилософии они таковы,
как показано в "Тайной Доктрине". В "Разоблаченной
Изиде" о них сказано: "Обычно полагают, что этот
индусский термин обозначает
духов наших предков,
развоплощенных людей,
отсюда довод некоторых спиритуалистов,
что факиры (и йоги)
и другие восточные чудотворцы суть медиумы. Это ошибочно более чем в одном
аспекте. Питри не являются предками ныне живущих людей,
но предкамичеловеческого
рода, или Адамических рас; духамичеловеческих
рас, которые на великой лестнице нисходящей
эволюции предшествовали нашим человеческим
расам, и которые физически, также как и духовно,
были намного выше наших современных пигмеев. В "Манава
Дхарма Шастре" они названы Лунными Предками".
"Тайная Доктрина" теперь объяснила то,
что было осторожно дано в более ранних теософических
трудах.
ПИФАГОР
(Гр.).
Самый знаменитый из философов-мистиков,
родившийся на Самосе около 586 г. до н. э. По всей видимости, он объездил
весь свет и собрал свою философию из различных систем, к которым имел доступ.
Так, он изучал эзотерические
науки у Brachmanes
Индии,
астрономию и астрологию
в Халдее и Египте. В Индии он и по сей
день известен под Именем Яваначарья ("Ионийский учитель"). По возвращении
он поселился в Кротоне, в Южной Италии, где основал школу, к которой очень
скоро примкнули все лучшие умы цивилизованных центров. Его отцом был некий
Мнесарх
из Самоса,
человек благородного происхождения
и образования. Именно Пифагор первым учил гелиоцентрической системе и был
величайшим знатоком геометрии своего века. Также именно он образовал слово
"философ", составленное из двух слов, означающих "любящий мудрость"
- рhilo-soрhos. Как величайший математик,
геометр
и астроном исторической древности, а также
глубочайший из метафизиков и ученых, Пифагор завоевал неувядаемую славу.
Он учил перевоплощению, как оно исповедуется в Индии,
и многому другому из Тайной Мудрости.
ПИФАГОРЕЙСКИЙ
ПЕНТАКЛ
(Гр.). Каббалистическая шестиконечная
звезда с орлом наверху, и быком и львом
ниже лица человека;
мистический
символ, принятый восточными и римскими христианами,
которые помещают этих животных рядом с четырьмя евангелистами.
ПИФИЯ
или
PYTHONESS (Гр.). Современные словари поясняют,
что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском
храме, а также "любая женщина", которая считается обладающей даром
предсказывания,
- ведьма" (Вебстер). Это ни верно, ни справедливо,
ни правильно. Пифия, по авторитетным утверждениям
Ямблиха,
Плутарха
и других, была
жрицей, избранной среди сенситивов беднейших слоев и помещенной
в храм, где развивались ее пророческие способности. Там она имела комнату,
уединенную от всех, за исключением верховного Иерофанта
и Провидца, и, однажды принятая, была, подобно монахине,
потеряна для мира. Она сидела на треножнике
из желтой меди над расселиной в почве, через которую поднимались опьяняющие
испарения; эти подземные испарения, проникая во весь ее организм, вызывали
пророческую
манию, и в этом анормальном состоянии она изрекала предсказания.
Аристофан
в "vaestas", I, red. 28, называет Пифию ventriloqua vates или "чревовещательной
прорицательницей", из-за ее чрево-вещания. Древние считали, что душачеловека
(низший Манас), или его личное
самосознание, помещается в пупе. В четвертом стихе второго гимна "Набханедишта"
браминов мы читаем: "Внимайте, о сыновья
богов, тому, кто говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас
в ваших жилищах!". Это есть сомнамбулическийфеномен
современности. В древности пуп рассматривали как "круг солнца", местопребывание
божественного внутреннего света. Поэтому
оракул
Аполлона
находился в Дельфах, городе Delрhus, что означает утроба или живот - тогда
как место, где находился храм, называлось omрhalos, пуп. Как известно,
многие загипнотизированные субъекты могут читать, слышать, осязать и видеть
через это место своего тела. В Индии по сей день существует верование (а
также у парсов), что в пупах у адептов
имеется пламя, которое освещает им всю тьму и раскрывает
духовныймир.
Зороастрийцы
называют это лампой Дештура или "верховного Жреца"; а индусы - светом или
излучением Дикшита (посвященного).
ПИФО
(Гр.).
То же, что Об - зловредное,
дьявольское
воздействие; об, посредством которого якобы
действуют колдуны.
ПИЯДАСИ
(Пали.).
"Прекрасный", титул Царя Чандрагупты ("Сандракотта"
греков) и Ашоки - буддийского
царя, его внука. Они оба правили в Центральной Индии между четвертым и
третьим веками до Р. Х., называли их также
Дэванампия, "любимец богов".
ПЛАКША
(Ск.).
Одна из семи Двип (континентов или островов)
в индийском Пантеоне и "Пуранах".
ПЛАН.
От латинского рlanus (уровень, плоскость), протяженность пространства или
чего-либо в нем, физического или метафизического, например - "план сознания".
В "Оккультизме этот термин означает область
или степень некоторого состояния сознания, или воспринимающей способности
отдельных групп чувств, или действие определенной
силы, или состояние материи, соответствующее одному из вышеупомянутых.
ПЛАНЕТАРНЫЕ
ДУХИ.
Главным образом - владыки либо правители планет.
Как наша
земля имеет свою Иерархию земных планетарных
духов,
от наивысшего и до нижайшего
плана, так же ее имеет
любое другое небесное тело. В Оккультизме,
однако, термин "Планетарный
Дух", как правило,
применяется только по отношению к семи высшим Иерархиям, соответствующим
христианскимархангелам.
Все они прошли ступень эволюции, соответствующую
человечеству
земли, на других мирах, в давно прошедших
циклах. Наша земля, будучи пока еще только
в своем четвертом круге, слишком молода, чтобы производить высоких планетарных
духов.
Высший планетарный дух,
правящий каждым небесным телом, фактически является "Личным
Богом" этой планеты и, поистине, скорее его "управляющим провидением",
нежели самопротиворечащим Бесконечным Личным
Божеством современного церковничества.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ
ДУША.
В Оккультизме употребляется в отношении
линга
шариры, или астрального тела
низшей
Четверки. Она называется "пластической", а также "Протею-подобной"
Душой,
за ее способность принимать любой вид или образ, и превращаться или придавать
себе любую форму, запечатленную в окружающем ее астральном
свете, или в умах медиумов или присутствующих на сеансахматериализации.
Линга
шариру нельзя смешивать с майави рупой,
или "телом мысли" - образом, порожденным
мыслью и волей адепта или
колдуна,
ибо в то время как "астральная
форма", или линга
шарира, есть реальное существо, "тело мысли" является временной иллюзией,
созданной умом.
ПЛАТОН.
Посвященный
в Мистерии
и величайший греческий философ,
труды которого известны во всем мире. Он был учеником Сократа и
учителем
Аристотеля.
Жил за 400 лет до н. э.
ПЛЕРОМА
(Гр.).
"Полнота", гностический термин, принятый
для обозначения божественного мира или
ВсемирнойДуши.
Пространство, развитое и разделенное на ряд эонов.
Обитель невидимых богов. Имеет три ступени.
ПЛОТИН.
Благороднейший, высочайший и величайший из всех неоплатоников
после основателя школы Аммония Саккаса.
Он был наиустремленнейшим из филалетеян,
или "любящих истину", целью которых было создание религии на основе системы
мысленной абстракции, что является истинной Теософией,
или всей сущностью Неоплатонизма. Если
верить Порфирию, Плотин никогда не раскрывал ни места
своего рождения или родословной, ни своей отчизны и расы. До двадцати восьми
лет он не находил ни учителя, ни учения, которые удовлетворили бы его или
отвечали бы его устремлениям. В это время ему посчастливилось услышать
Аммония Саккаса, и с того дня он начал
посещать его школу. В тридцать девять лет он сопровождал императора Гордия
в Персию и
Индию с целью изучения их философии. Он
умер в возрасте шестидесяти шести лет, написав пятьдесят четыре книги по
философии. Он был настолько скромен, что говорят, "стыдился думать, что
имеет тело". Несколько раз в своей жизни он достигал Самадхи
(высочайший экстаз или "воссоединение
с Богом",
божественным
Эго). Как сообщает
один биограф, "его презрение к своим телесным органам было настолько велико,
что он отказывался принимать лекарства, считая употребление подобных средств
недостойным
человека". Также мы читаем,
что "когда он умер, дракон (или змей),
который находился под его кроватью, проскользнул в отверстие в стене и
исчез" - факт, заставляющий задуматься изучающих символизм.
Он учил доктрине, тождественный доктрине ведантистов,
а именно, что Дух-Душа,
эманируя
из Единого божественного принципа, по окончании своего
путешествия воссоединяется с Ним.
ПОЛУМЕСЯЦ.
Ассирийским
названием луны было
СИН,
и Син-ай-Гора,
место рождения Озириса, Диониса,
Вакха
и некоторых других богов. Согласно Роулинсону, в Вавилоне луну
почитали больше солнца, так как тьма предшествовала свету. Потому полумесяц
был священным символом почти каждого народа, прежде чем он стал знаменем
турков. Автор "Egyрtian Belief" говорит: "Полумесяц... по существу не является
магометанской
эмблемой. Напротив, это христианский знак,
пришедший через
Азию от вавилонской Астарты,
Царицы
Небесной, или от египетской Изиды
777 символом которых был полумесяц.
Греческая
христианская империя Константинополя считала
его залогом своей безопасности. После победы турков, магометанский султан
принял его в качестве символа своего могущества. С тех пор полумесяц был
противопоставлен идее креста".
ПОПОЛЬ
ВУХ. Священные Книги гватемальцев.
Манускрипткиче, найденный
Брассером де Бурбуром.
ПОРФИРИЙ.
Неоплатоник
и выдающийся писатель, как
учитель и философ уступая лишь
Плотину.
Он родился в первой половине третьего века н. э. в Тире, поскольку назвал
себя тирийцем, и якобы происходил из еврейской семьи. Хотя он был с головы
до ног эллином и
язычником, его имя Мелек
(царь), по-видимому, указывает, что в его жилах текла семитская кровь.
Современные критики совершенно справедливо считают его самым практически
философствующим
и рассудительным изо всех неоплатоников.
Будучи выдающимся писателем, он был особенно известен своей полемикой с
Ямблихом
относительно бедствий, сопряженных с практикованием Теургии.
В конце концов, все же, он принял точку зрения своего оппонента. Будучи
прирожденным мистиком, он, подобно своему
учителю
Плотину,
следовал истинной индийской подготовке
Раджа-Йоги,
которая ведет к воссоединению Души со Сверх-Душой
или Высшим Я (Буддхи-Манас).
Все же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг этого
состояния экстаза, пока ему не исполнилось
шестьдесят, тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно,
так было потому, что, в то время как его учитель смотрел на физическую
жизнь
и тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания теми
областями, где мысль и жизнь становились вечными и божественными, Порфирий
все свое время посвящал соображениям, касающимся приложения философии к
практической жизни. "Для него цель философии - нравственность", говорит
биограф, "почти что можно сказать, святость - лечение человеческих
недостатков, приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое
знание,
как бы ни было оно истинно, само по себе недостаточно; знание имеет своей
целью жизнь в соответствии с Ноусом" -
"рассудком", переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус
не рассудком, но разумом (Манасом) или
божественным вечным Эго в человеке,
то мы бы перевели эту мысль эзотерически,
и представили ее следующей: "оккультное
или тайное знание имеет своей целью земную
жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим
непрерывно воплощающимсяЭго",
что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и эзотерической
философии
(см. Порфирий, "De Abstinentia",
I. 29). Из всех неоплатоников Порфирий
ближе всего подошел к истинной Теософии,
как она теперь преподается Восточной тайной школой. Это показывают все
наши современные критики и писатели по Александрийской
школе, ибо "он утверждал, что Душу
необходимо насколько возможно освободить от оков материи,... быть готовым...
отбросить все тело" ("Ad Marcellam", 34). Он советует практиковать воздержание,
указывая, что "мы стали бы подобными богам, если смогли бы воздержаться
как от овощей, так и от животной пищи". Он принимает теургию
и магические заклинания
неохотно, ибо они "бессильны очистить ноэтический
(манасический)
принципдуши";
теургия
способна "очистить лишь низшую или психическую сторону,
сделать ее способной к восприятию низших существ, таких как духи,
ангелы
и боги" (Авг., "De Civ. Dei", X, 9), - тому же учит и Теософия.
"Неоскверняйте божественность", он добавляет, "пустыми людскими выдумками;
вы не причините вреда извечно благословенному (Буддхи-Манасу),
но вы сделаете себя слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных
истин"
("Ad Marcellam", 18). "Если мы желаем освободиться от нападений
злых
духов,
мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над которыми злые духи
имеют власть, ибо они не осаждают чистую душу,
которая не имеет ничего общего с ними" ("De Abstin.", II, 43). Это опять-таки
наше учение. Отцы Церкви считали Порфирия самым заклятым врагом, самым
непримиримым с Христианством. Наконец,
и вновь как в современной Теософии, Порфиний
- как и все неоплатоники, согласно
Св.
Августину - "почитал Христа, в то же время
с пренебрежением относясь к Христианству";
Иисус,
они утверждали, как и мы утверждаем, "сам ничего не говорил против языческих
божеств, но творил чудеса с их помощью". "Они не могли называть его
Богом, как это делали его ученики, но они почитали его как одного из самых
лучших и мудрейших людей" ("De Civ. Dei.",
XIX, 23). Все же, "даже в буре споров, кажется, едва ли слово вымолвлено
против личной жизни Порфирия. Его система
предписывала чистоту и... он осуществлял ее". (См. " A Dict. of Christian
Biograрhy", т. IV, "рorрhyry").
ПОСВЯЩЕНИЕ.
От того же корня, что и латинское слово initia, что означает основные или
первые принципы каждой Науки. Действо посвящения или
допущения в священные Мистерии, руководимые
Иерофантами и учеными жрецами Храмов, является
одним из древнейших обычаев. Оно практиковалось во всех древних народных
религиях. В Европе оно было упразднено с падением последнего языческого
храма. Сейчас существует лишь один вид посвящения, известный публике, а
именно - масонские обряды. Однако Масонство больше не имеет выдаваемых
или скрываемых тайн.
В древности, во времена расцвета, Мистерии,
согласно утверждениям величайших греческих и римских философов, были самыми
священными из всех торжеств, также как и самыми благодетельными, и крайне
способствовали укреплению добродетели.
Мистерии
представляли собой переход от
смертной жизни во временную
смерть и опыт
развоплощенных Духа и Души
в мире субъективности. В наши дни,
поскольку тайна утеряна, кандидат проходит
через различные бессменные церемонии и посвящается в солнечную аллегорию
Хирама Абифа, "Сына
Вдовы".
ПОСВЯЩЕННЫЙ
(Initiate).
От латинского слова initiatus. Обозначение того, кто был принят и кому
были открыты мистерии и тайны Масонства
или Оккультизма. В древности - те, кто
были посвящены в тайное знание, преподаваемое ИерофантамиМистерий.
В наши дни - те, кто посвященыадептамисокровенного
учения в тайноведение, которое, несмотря
на то, что прошли века, все еще имеет несколько истинных приверженцев на
земле.
ПОСТЕЛ,
ГИЙОМ. Французский адепт, родился
в Нормандии в 1510 г. Его знания были замечены Франсуа I, который послал
его в Левант на поиски оккультных
манускриптов, где он был принят в Восточное
Братство и посвящен. По возвращении во Францию он стал
знаменит. Духовенство преследовало его,
и, в конце концов, он был заключен в тюрьму Инквизицией, но был освобожден
из застенка своими Восточными братьями. Его "Сlavis Absconditorum", ключ
к скрытым и забытым явлениям, пользуется
большой репутацией.
ПОТ-АМУН.
Предположительно коптский термин. Имя египетского жреца и иерофанта,
жившего при ранних Птолемеях. Диоген Лаэртский сообщает, что это означает
посвященного "Амуну",
богу мудрости и тайного
знания, каковыми были Гермес.
Тот,
и Нэбохалдеев.
Это должно быть так, ибо в Халдее жрецы,
посвященныеНэбо,
также носили его имя, называясь нэбоим, а в некоторых древнееврейских каббалистических
трудах - "Абба Нхэбу".
Жрецы, как правило, принимали имена своих богов.
Пот-Амуну приписывают, что он первый обучал
непосвященныхТеософии
или основным чертам Тайной Религии Мудрости.
ПОТЕРЯННОЕ
СЛОВО (Масон.). Вообще-то, следовало писать "потеpянные слова"
и утеpянные тайны, поскольку то, что обозначено как потеpянное "Слово",
совсем не есть слово, как и в случае с Неизpеченным
Именем. Степень Коpолевской Аpки в Масонстве "искала его" с тех поp,
как была основана. Но "меpтвые" - особенно умеpщвленные - не говоpят; и
если бы даже "Сын Вдовы" веpнулся к жизни
"матеpиализованным", он вpядли бы мог откpыть
то, что никогда не существовало в такой фоpме, как тепеpь учат. Шемхамфоpаш
(особое имя, силою котоpого, согласно его завистникам, Иешу Бен Пандиpа
твоpил свои чудеса после того, как оно было похищено из Хpама) - пpоизведено
ли это от "самосущей субстанции" Тетpагpамматона
или нет, никогда не может быть заменителем утеpянного логоса
божественной магии.
ПРАБХАВАПЬЯЯ
(Ск.).
То, откуда все происходит и в чем все растворяется в конце цикла
жизни.
ПРАГНА
(Ск.).
или ПРАДЖНА. Синоним слова Махат,
Вселенский
Разум.
Способность к восприятию ("Т. Д.", I, 189).
Сознание.
ПРАДЖАПАТИ
(Ск.).
Прародители;
жизнедатели
всего на этой Земле. Их семеро, и еще десять - отвечающих
семи и десяти
СефиротамКаббалы;
маздеанскимАмеша-Спента
и т. д. Брама, творец, называется Праджапати
как синтез Владык Бытия.
ПРАДХАНА
(Ск.).
Недифференцированная субстанция, также,
и в других школах, называемая - Акаша;
и Мулапракрити или Корень Материи ведантистов.
Короче говоря, Первичная Материя.
ПРАЗДНИКИ
ЛЮБВИ, АГАПЭ (Гp.). Эти
пpазднества милосеpдия, отмечавшиеся самыми pанними хpистианами,
были учpеждены в Риме Климентом, во вpемя
пpавления Домициана. "Агапэ или Тайное
Миpовое Общество (Wiltbund) Пеpвоначальных Хpистиан"
пpофессоpа А. Кестнеpа (опубликованное в 1819 г. в Иене), говоpит об этих
Пpазднествах Любви, как об "имеющих иеpаpхическое стpоение, и содеpжащих
основу масонского символизма
и Мистеpий", и показывает пpямую связь
между дpевними Агапэ и Table Lodges, или
пиpами фpанкмасонов. Однако исключив из своих вечеpен "святой поцелуй"
и женщин, пиpы последних являются скоpее пpаздниками "питья", нежели "любви".
Ранние Агапэ, несомненно, пpедставляли
то же, что и Phallica, котоpые "были некогда столь же чисты, как и Пpаздники
Любви pанних хpистиан", как очень спpаведливо
замечает м-p Бонвик, "хотя подобно быстpо
выpодились в pаспущенность". ("Eg. Belief and Mod. Thought", с. 260.)
ПРАКРИТ
(Ск.).
Один из местных диалектов санскрита - "языка
богов", и поэтому - его материализация.
ПРАКРИТИ
(Ск.).
Природа
вообще, природа как противоположность
Пуруши - духовной
природы и Духа, которые вместе являются
"двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества". ("Тайная
Доктрина", I, 97).
ПРАКРИТИКА
ПРАЛАЙА
(Ск.). Пралайа, следующая за ВекомБрамы,
когда все, что существует, растворяется в своей предвечной сущности (или
Пракрити).
ПРАЛАЙА
(Ск.).
Период обскурации или покоя - планетного, космического
или вселенского - противоположность Манвантары
("Т. Д.", I, 456).
ПРАМАНТХА
(Ск.).
Приспособление для получения священного огня
трением. Палочки, используемые браминами
для зажжения огня трением.
ПРАМ-ГИМАС
(Литов.). Букв., "Учитель всего", титул божества.
ПРАМЕЙИ
(Ск.).
То, что следует доказать; объекты Праманы или доказательства.
ПРАМЛОЧА
(Ск.).
Апсара
женского
рода - водная нимфа,
которая совратила
Канду.
ПРАНАТМАН(Ск.).
То же, что Сутратма, вечный зародыш-нить,
на которую, подобно жемчужинам, нанизаны личные
жизни Эго.
ПРАНАЯМА
(Ск.).
Задержание и управление дыханием в практике Йоги.
ПРАНИДХАНА
(Ск.).
Пятое требование для йогов; постоянная
преданность (см. "Йога Шастры", II, 32).
ПРАПТИ
(Ск.).
От рraр, достичь. Одна из восьми Сиддхи
(сил) Радж-Йоги. Способность мгновенно
переноситься из одного места в другое с помощью одной лишь силы воли; способность
предсказывания,
исцеления и прорицания, также сила Йоги.
ПРАТИБХАСИКА
(Ск.).
Кажущаяся или иллюзорная жизнь.
ПРАТИСАМВИД
(Ск.).
Четыре
"неограниченные формы мудрости", достигаемые
Архатом; последняя из которых является
абсолютным знанием двенадцати Нидан и властью
над ними.
ПРАТЬЕКА
БУДДА
(Ск.). То же, что "Паси-Будда".
Пратьека Будда есть степень, принадлежащая
исключительно школе Йогочарья, все же
это всего лишь степень высокого интеллектуального развития, без истинной
духовности. Это есть мертвая буква тех
законов Йоги, в которых
интеллект и умственное
разумение играют главную роль, добавленная к строгому исполнению указаний
по внутреннему развитию. Это один из трех путей к Нирване,
и самый низший, по которому йог - "без
учителя
и без спасения других" - с помощью одной лишь силы воли и соблюдения условий
технического порядка, индивидуально достигает разновидности номинального
состояния Будды; никому не принося пользы,
но эгоистично работая лишь для собственного
спасения и для самого себя. Пратьеки почитаемы внешне, но презираемы внутренне
теми, кто обладает острым или
духовным
распознаванием. Пратьеку обычно сравнивают с "Кхадга", или обособленным
носорогом, и называют
Экашринга Риши -
самостный, обособленный
Риши (или святой).
"Как пересекающего
Сансару ("океан рождений и смертей"
или ряд
воплощений), подавляющего ошибки, и все же
не достигающего
абсолютного совершенства,
Пратьека Будду сравнивают с лошадью, которая
пересекает реку вплавь, не касаясь дна" ("Sanskrit-Chinese Dict"). Он намного
ниже истинного "Будды Сострадания". Он стремится лишь к достижению Нирваны.
ПРАТЬЯХАРАНА
(Ск.).
Начальное обучение в практической Радж-Йоге.
ПРАХЛАДА
(Ск.).
Сын
Хираньякашипу,
царя Асуров. Поскольку Прахлада был предан
Вишну,
злейшим врагом которого был его отец, он подвергался различным мучениям
и наказаниям. Чтобы спасти от них своего приверженца, Вишну
принял облик Нри-Синха (человек-лев, его четвертый аватар)
и убил его отца.
ПРАЧЕТАСЫ
(Ск.).
(См. "Тайная Доктрина", II, с. 223, и дальше).
Дакша
является сыном Прачетасов,
десяти сыновей Прачинаваха.
Люди,
наделенные магическими силами,
в "Пуранах", которые, прибегая к религиозной аскезе,
оставались в течение 10`000 лет погруженными на дне океана. Также имя Дакши,
называемого Прачетаса.
ПРАШАКТИ
(Ск.).
"Великая Сила" - одна из шести Сил Природы;
сила
света и тепла.
ПРЕДВЕЧНЫЙ
СВЕТ. В Оккультизме - свет,
рожденный в сверхъестественной тьме хаоса
и посредством ее, содержащий "все во всем", семь лучей, которые впоследствии
становятся семью Принципами в Природе.
ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ.
Термин, используемый для указания того, что мы жили прежде. То же, что
перевоплощение в прошлом. Подобная мысль высмеивается
одними, отвергается другими, называется нелепой и несостоятельной третьими;
все же это самое древнее и наиболее распространенное верование с незапамятных
времен. И если это верование было всецело принято самыми тончайшими философскими
умами дохристианского мира, то, конечно,
будет только справедливо, что некоторые из наших современных
мыслящих людей
также должны верить в это или, по крайней мере, принимать эту доктрину
ввиду отсутствия доказательств обратного. Даже в Библии на это намекается
более чем однажды - когда
Иоанн Креститель рассматривается
как перевоплощение Илии,
или когда Ученики спрашивают, был ли слепой рожден слепым за его
грехи,
что равносильно утверждению, что он жил и грешил перед тем, как был рожден
слепым. Как превосходно высказался м-р Бонвик:
это было "процессом духовного продвижения
и дисциплины души. Избалованный сластолюбец
возвращался нищим; гордый угнетатель - рабом; эгоистичная
светская дама - швеей. Оборот колеса давал возможность для развития пренебреженного
или злоупотребленного рассудка или чувства,
отсюда и популярность идеи перевоплощения во всех странах
и во все времена.... Таким образом изживание зла... постепенно, но непременно
претворялось." Поистине, "злое деяние следует за человеком,
переходя через сто тысяч переселений" ("Панчатантра"). "Все
души
имеют тонкий проводник, наподобие тела, который переносит
пассивную душу из одного материального
жилища в другое", говорит Капила; а Беснейдж, говоря о евреях, поясняет:
"Под этой второй смертью не подразумевается ад,
но то, что случается, когда душа во второй
раз одушевляет тело".
Геродот сообщает своим читателям, что египтяне "первые заговорили об этой
доктрине,
согласно которой душачеловека
бессмертна, и после разрушения
тела входит в новорожденное существо. Когда,
как они заявляют, душа пройдет через всех
животных на земле и море, и всех птиц, она вновь войдет в тело новорожденного
человека". Это есть Предсуществование.
Девериа показал, что в погребальных текстах египтян ясно сказано, "что
воскресение, на самом деле, было лишь обновлением, ведущим к новому детству,
и новой юности". (См. "Реинкарнация").
ПРИВИДЕНИЕ.
ПРИЗРАК,
ДОМОВОЙ. Употpебляется в отношении pазличных видений в комнатах
сеансовспиpитуалистов.
ПРИНЦИПЫ.
Элементы
или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых
построено все. Мы применяем этот термин для обозначения семи индивидуальных
и фундаментальных аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе
и в человеке. Отсюда также семь аспектов
в их проявлении в человеке - божественный,
духовный,
психический, астральный,
физиологический
и просто физический.
ПРОВИДЕЦ.
Ясновидящий;
тот, кто способен зрить видимые и невидимые - для других - вещи на любом
расстоянии и в любое время своим
духовным
или внутренним зрением или восприятием.
ПРОВОДНИК
ЖИЗНИ (Мистич.). "Семеpичный"
Человек
у пифагоpейцев, "число семь" у пpофанов. Пеpвые "объясняли
это, говоpя, что человеческое тело
состоит из четыpех основных элементов (пpинципов),
и что душа тpоична
(высшая
тpиада)". (См. "Раз. Изида", II, с. 484.)
Часто заявляется, что в pанних тpудах
теософов
никакое семеpичное деление
человека не
упоминалось. Вышепpиведенная цитата есть достаточное доказательство, что
к этому вопpосу, хотя с постоянной остоpожностью, подходили более чем однажды,
и что это не является новомодной теоpией или изобpетением.
ПРОКЛ
(Гр.).
Греческий
писатель и мистик-философ, известный как
комментатор Платона, прозванный
Диадохом. Жил в пятом
веке и умер в возрасте 75 лет, в 485 г. н.э., в Афинах. Последним его ревностным
учеником и последователем, а также переводчиком его работ был Томас Тэйлор
из Норвича, который, по словам Брата Кеннета Маккензи, "был современным
мистиком, принявшим языческую
веру как единственно подлинную, и даже приносившим голубей в жертву Венере,
козла
в жертву Вакху и... задумавшим пожертвовать
быка
Юпитеру", но этого не допустила его
супруга.
ПРОМЕТЕЙ
(Гр.).
Греческий
логос;
тот, кто, принесением на землю
божественого огня
(разума и сознания), наделил людей
рассудком и умом. Прометей есть эллинский
вариант наших Кумар или Эго,
тех, которые, воплотившись в людей,
превратили их в латентных (потенциальных)
богов вместо
животных.
Боги (или
Элохим) были разгневаны на людей
за то, что те стали "как один из нас" ("Бытие", III, 22) и познали "добро
и зло". Поэтому мы в каждой религиозной легенде видим этих богов наказывающими
человека за его желание знать. В греческом
мифе, за похищение огня, который он принес
людям с Неба, Прометей, по приказу Зевса,
был прикован к скале Кавказских Гор.
ПРОПАТОР
(Гр.).
Термин гностиков. "Бездна"
Битос,
или Эн-Айор, непостижимый свет. Лишь последний
является Само-Сущим и Вечным - Пропатор только периодичен.
ПРОТИЛ
(Гр.).
Нововведенное слово в химии для обозначения изначальной, однородной,
предвечной
субстанции.
ПРОТОГОНОС
(Гр.).
"Перворожденный"; применяется по отношению ко всем проявленным богам и
к Солнцу в нашей системе.
ПСИХИЗМ,
от греческого слова PSYCHE. Термин, который
сейчас очень свободно относится к любому виду ментальных феноменов,
напр., медиумизму и более высокому сенситивизму,
гипнотической
восприимчивости и вдохновенному прорицанию, простому ясновидению
в астральном свете и истинно божественному
провидчеству; короче говоря, слово это включает все
фазы и проявления сил и потенций человеческих
и божественных Душ.
ПСИХОГРАФИЯ.
Слово, впервые примененное теософами; оно
означает писание под диктовку или под воздействием чьей-то "душевной
силы", хотя спиритуалисты
сейчас приняли этот термин для обозначения писания, производимого их медиумами
под руководством возвращающихся "духов".
ПСИХОЛОГИЯ.
В древности - Наука о Душе; Наука, служившая
неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию
основывают (наши выдающиеся ученые) на физиологии.
ПСИХОМЕТРИЯ.
Букв., "измерение Души"; чтение или видение,
но не физическими глазами, а душой или
внутренним
Зрением.
ПСИХОФОБИЯ.
Букв., "Душе-боязнь", относится к материалистам
и некоторым атеистам, которые приходят в
бешенство при одном упоминании
о Душе или Духе.
ПТАХ
(Ег.).
Бог
смерти; подобен
Шиве,
разрушителю. В позднейшей
египетской
мифологии - бог солнца. Это трон или местонахождение
Солнца
и его оккультныйГений
или Правитель в эзотерической философии.
ПТАХ,
или PTHAH (Ег.). Сын Нефа
в египетском Пантеоне. Он является
Принципом
Света и Жизни, посредством которого произошло
"творение" или, вернее,
эволюция.
Египетский
логос и творец,
Демиург.
Очень древнее
божество, так как согласно Геродоту, уже Менес, первый правитель
Египта, воздвиг ему храм. Он есть "дающий жизнь" и саморожденный, и отец
Аписа, священного быка, зачатого лучом
Солнца. Таким образом Птах является прототипом
Озириса, более позднего божества. Геродот
считает его отцом Кабири, богов мистерий;
а в "Targum of Jerusalem" сказано: "Египтяне называли Птах'ом мудрость
Первого Разума"; поэтому он есть Махат,
"божественная мудрость"; хотя в другом
аспекте он Свабхават, само-сотворенная
субстанция, как сказано в "Ритуале Мертвых"
в обращенной к нему молитве, после того, как он назван "отцом отцов и всех
богов, породителем всех людей,
сотворенных
из его
субстанции": "У тебя нет отца, ты
порожден
собственной волей; у тебя нет матери, ты
рожден обновлением
собственной
субстанции, из которой исходит
субстанция".
ПУДЖА
(Ск.).
Приношение;
поклонение
и божественные почести, оказываемые идолу
или чему-либо
священному.
ПУЛАСТЬЯ
(Ск.).
Один из семи "разумом-рожденных"
сынов Брамы;
прославленный отец Нагов (змиев, также
Посвященных) и других символических существ.
ПУНАРДЖАНМА
(Ск.).
Сила
выявления объективных манифестаций; движение форм; также
перерождение.
ПУНДАРИК-АКША
(Ск.). Букв., "лотосоокий", титул
Вишну.
"Высшая и неуничтожимая слава", как переводят некоторые востоковеды.
ПУРАКА
(Ск.).
Вдох; способ дыхания, согласно предписаниям Хатха
Йоги.
ПУРАНЫ
(Ск.).
Букв., "древние". Собрание символических и аллегорических
писаний - теперь
их восемнадцать - составленное, как полагают, Вьясой,
автором "Махабхараты".
ПУРУРАВАС
(Ск.).
Сын
Будхи,
сынаСомы (луны),
и Илы; известен как первый, сотворивший
огонь
трением двух кусочков дерева, и сделавший его (огонь)
тройственным.
Оккультный
персонаж.
ПУШАН
(Ск.).
Ведийское
божество,
истинное значение которого для востоковедов остается неизвестным. Оно охарактеризовано
как "Питающий", кормящий все (беспомощные) существа. Эзотерическая
философия объясняет смысл этого. В "ТаиттирияБрахмане"
о нем говорится: "Когда Праджапати создал живые существа,
Пушан питал их". Потому это есть та же таинственная сила, которая кормит
зародыш и нерожденного младенца, с помощью Осмозиса, и которая названа
"атмосферической (или акашной) кормилицей",
и "отцом кормильцем". Когда лунныеПитри выявили людей,
те оставались бесчувственными и беспомощными,
и именно "Пушан кормил первичного человека".
Также название Солнца.
ПУШКАЛА
(Ск.).
или ПУШКОЛА. Пальмовый лист, приготовленный
для писания на нем; применяется на Цейлоне. Все местные книги написаны
на подобных пальмовых листах и сохраняются века.
ПУШКАРА
(Ск.).
Голубой
лотос;
седьмая
Двипа или зона Бхарата
варши (Индии). Знаменитое озеро близ Аджмера; также собственное имя
некоторых лиц.
ПХАЛА
(Ск.).
Воздаяние;
следствие
или результат
причин.
ПХАЛГУНА
(Ск.).
Имя Арджуны; также название месяца.
ПШЕНТ
(Ег.).
Символ в форме двойной короны, означающей присутствие Божества как в смерти,
так и в жизни, на земле так же, как и в небе. Этот Пшент носили лишь определенные
боги.
ПЭАН
(Гр.).
Гимн
радости и восхваления в честь бога солнцаАполлона или
Гелиоса.
ПЭМАНДР
(Гр.).
"Мысль божественная". Египетский Прометей и персонифицированный
Ноус или божественный свет, который появляется
перед Гермесом Трисмегистом и наставляет
его, в герметическом труде под названием
"Пэмандр".
ПЯТЬДЕСЯТ
ВРАТМУДРОСТИ (Каб.). Это число является
маскировкой, а на самом деле существуют 49 врат,
ибо
Моисей - а более высокого адепта в
еврейском мире нет - достиг, согласно Каббале,
и прошел только 49-е. Эти "врата" олицетворяют
различные планы Существования или
Энс.
Таким образом, они суть "врата"
Жизни и
"врата" понимания или степени оккультного
знания. Эти 49 (или 50) врат соответствуют
семи вратам в семи пещерах Посвящения
в Мистериях Мифры (см. Цельс и Кирхер).
Разделение 50 врат на пять главных, из
которых каждые включают десять врат - снова
является маскировкой. Именно в четвертых вратах
из этих пяти, с которых начинается, кончаясь десятыми, мир
Планет, образуя таким образом семь, соответствуя
семи
низшим Сефиротам, - сокрыт ключ к
их значению. Они также называются "вратами Бины"
или понимания.