Н - 14- буква как в английском, так и в еврейском алфавитах. В еврейском языке N называется Нун, и означает рыбу. Это символ женского принципа или лона. В каббалистической системе ее числовое значние - 50, но перипатептики сделали ее равной 900, а с чертой над ней - 9000. У евреев, однако, конечное Нун означало 700.


НААСЕНЫ. Секта христианских гностиков, называемых наасеянами, или поклонниками змия, которые считали созвездие Дракона символом своего Логоса или Христа.


НАБАТЕЯНЕ. Секта, которая в своих верованиях почти идентична с назареями и сабеянами, которые Иоанна Крестителя почитали больше, чем Иисуса. Маймонид отождествляет их с астролатрами.... "Относительно верований сабеян", говорит он, "наиболее известной является книга "The agriculture of the Nabatheans"". Мы также знаем, что эбиониты, первые из которых, согласно преданию, были друзьями и родственниками Иисуса, другими словами, самыми ранними и первыми христианами, "были прямыми последователями и учениками секты назареев", согласно Епифанию и Феодорету (см. "Contra Ebionites" Епифания, а также "Галилеяне" и "Назареи").


НАБИА (Ев.). Провидение, предсказывание. Этот древнейший и наиболее уважаемый из мистических феноменов есть имя, данное в "Библии" пророчествованию; этот феномен справедливо зачислен среди духовных сил, таких как гадание, ясновидение, состояния транса, и прорицания. Но в то время как чародеи, гадатели и даже астрологи сурово осуждены в книгах Моисея, - пророчествование, ясновидение и набиа фигурируют как особые дары неба. В ранние века все они назывались Эпоптами (Провидцами) - греческое обозначение Посвященных; их также называли Нэбим, "множественное число от Нэбо, вавилонского бога мудрости". Каббалист делает различие между провидцем и магом; один пассивен, другой - активен; Нэбира - тот, кто заглядывает в будущее и ясновидящий; Нэби-поэл - тот, кто обладает магическимисилами. Отметим, что Илия и Аполлоний прибегали к одному и тому же средству, чтобы изолировать себя от беспокоящих влияний внешнего мира, а именно, полностью укутывали голову шерстяной накидкой, должно быть потому, что последняя не является проводником электричества.


НАБУ (Халд.). Обычно, Нэбу или Нэбо; халдейский бог Тайной Мудрости; от его имени был произведен библейский, еврейский термин Набиим (пророки). Этому сыну Ану и Иштар поклонялись, главным образом, в Борсипе; но он также имел свой храм в Вавилоне, над храмом Бэла, посвященный семи планетам (см. "Назареи").


НАБХИ (Ск.). Отец Бхараты, давший свое имя Бхарата Варше (земле) или Индии.


НАВА НИДХИ (Ск.). Букв., "девять Сокровищ"; в мистицизме - завершение духовного развития.


НАГА (Ск.). Букв., "Змий". В индийском Пантеоне название Духов Змиев или Духов-Драконов, а также обитателей Паталы, ада. Но так как Патала означает страну противоположного полушария и было названием, данным древним Америке, которые знали и посещали этот континент до того, как Европа что-либо о нем услышала, то термин этот, по-видимому, родственен мексиканскому Нагал, (теперь) колдун и знахарь. Наги - это бирманские Наты, боги-змеи, или "Драконы-демоны". Но в Эзотеризме, как уже говорилось, это - прозвище, данное "мудрецам" или адептам. В Китае и Тибете "Драконы" рассматриваются как божества покровители мира, а также различных мест на земле, и слово это объясняется как означающее адептов, йогов и нарджолов. Этот термин просто указывает на их огромные знания и мудрость. Это также подтверждается в древних Сутрах и жизнеописаниях Будды. Всегда Нага - это мудрец, одаренный исключительными магическими силами, - в Южной и Центральной Америке, в Индии, в Халдее, так же как и в древнем Египте. В Китае "поклонение" Нагам было широко распространено и стало еще более выраженным с тех пор, как Нагарджуна (букв. "великий Нага", "великий адепт", четырнадцатый буддийский патриарх посетил Китай. Китайцы считают "Нагов" "Духами или богами-хранителями пяти сфер или четырех стран света и центра; хранителями пяти озер и четырех океанов" (Эйтель). Это, прослеженное до первоисточника и переведенное эзотерически, означает, что пять континентов с пятью коренными рассами всегда находились под защитой "земных божеств", т. е. Мудрых Адептов. Предание, что Наги омыли Готаму Будду при рождении, оберегали его и охраняли останки тела его, когда он умер, опять таки указывает, что Наги суть просто мудрецы, Архаты, и никакие не чудовища или Драконы. Это также подтверждается бесчисленными рассказами об обращении Нагов в Буддизм. Нага лесного озера близ Раджагрихи и многие другие "Драконы" были таким образом обращены Буддой к благому Закону.


НАГАДВИПА(Ск.). Букв., "остов Драконов"; одна из Семи Частей Бхаратаварши, или нынешней Индии, согласно "Пуранам". Не осталось никаких доказательств относительно того, кем были Наги (исторические люди, однако), но преобладающая теория такова, что они были одним из скифских племен. Но этому нет доказательств. Когда брамины вторглись в Индию, они "обнаружили племя мудрых людей, полу-богов, полу-демонов", гласит легенда; людей, которые были учителями других племен и подобным же образом стали наставниками индусов и самих браминов. Нагпур по праву считается сохранившимся остатком Нагадвипы. Теперь Нагпур фактически находится в Раджпутане, недалеко от Удейпура, Аджмеры, и т. д. И разве и не является хорошо известным, что было время, когда брамины отправлялись учиться Тайной Мудрости у раджпутов? Более того, предание утверждает, что Аполлоний Тианский был обучен магии Нагами Кашмира.


НАГАЛ. Титул главного Колдуна или "знахаря" у некоторых племен мексиканских индейцев. Они всегда имеют даймона или бога, в образе змеи, - а иногда какого-нибудь другого священного животного, - который якобы вдохновляет их.


НАГАРАДЖИ (Ск.). Обычно имя, даваемое всем предполагаемым "Духам хранителям" озер и рек, буквально означает "Цари Драконы". В буддийских хрониках все они явлены как обращенные к буддийской монашеской жизни, т. е. как становящиеся Архатами из Йогов, которыми были до этого.


НАГАРДЖУНА (Ск.). Архат, отшельник (уроженец Западной Индии), обращенный в Буддизм Капималой, четырнадцатый Патриарх, теперь считается Бодхисаттвой - Нирманакаей. Он был знаменит своей диалектической тонкостью в метафизических спорах; был первым учителем доктрины Амитабхи и представителем Школы Махаяны. Считая его величайшим философом буддистов, к нему обращались как к "одному из четырех солнц, освещающих мир". Он родился в 223 г. до Р. Х., и, отправившись в Китай после обращения, в свою очередь обратил всю эту страну в Буддизм.


НАГКОН  ВАТ (Сиам.). Величественные руины в провинции Сиамрап (Восточный Сиам), если их можно назвать руинами. Заброшенное сооружение самых гиганских размеров, которое вместе с великим храмом Ангкортхама, является наиболее хорошо сохранившимся остатком прошлого во всей Азии. После пирамид это есть самое оккультное сооружение во всем мире. Будучи продолговатой формы, 796 футов в длину и 588 в ширину, оно полностью построено из камня, включая и крышу, но без цемента, подобно пирамидам Гизы, и камни прилегают так плотно, что места соединений даже сейчас трудно различить. Оно имеет центральную пагоду, высотою в 250 футов от второго этажа, и четыре меньших пагоды в четырех углах, примерно 175 футов каждая. По словам путишественника (Франк Винсент, "The Land of the White Eleрhant", с. 209): "по стилю и красоте архитектуры, цельности плана, величественной и тонкой резьбе и скульптурам, великий Нагкон Ват в настоящее время не имеет ничего превосходящего его, ни даже равного ему." (См. "Раз. Изида", т. 1, с. 646-652.).


НАДЖО (Индус.). Ведьма, колдунья.


НАЗАР (Ев.). "Избранный"; временный класс безбрачных монахов, упомянутый в Ветхом Завете, - которые не вступали в брак и не употребляли вина во время своего обета, и носили длинные волосы, обрезая их только при своем посвящении. Павел должно быть принадлежал к этому классу Посвященных, ибо он сам говорит ("Галатам", I, 15), что он был отделенным или "избранным" с момента своего рождения; что волосы ему обрезали в Кенхреях - "по обету" ("Деяния", XVIII, 18), т. е. он был посвящен как назар; после чего стал "мастером - строителем" ("I Коринф., III, 10"). Иосифа величают назаром ("Бытие", XlIX, 26). И Самсон и Самуил были назарами, также как и многие другие.


НАЗАРЕИ (Ев.). То же, что христиане Св. Иоанна, называемые меньдеянами или сабеянами. Те назареи, которые покинули Галилею несколько сот лет тому назад и поселились в Сирии, к востоку от Ливанской Горы, также именуют себя галилеянами; хотя они называют Христа "лже Мессией" и признают лишь Св. Иоанна Крестителя, которого называют "Великим Назаром". Набатеяне с очень небольшими различиями придерживались той же веры, что и назареи или сабеяне. Более того - эбиониты, среди которых, согласно Ренану, были все выжившие родственники Иисуса, видимо, были последователями этой же секты, если можно верить Св. Иерониму, который пишет: "Я получил разрешение от назареев, которые в Берое в Сирии пользуются им (Евангелием от Матфея, написанном на еврейском), перевести его... Евангелие, которым пользуются назареи и эбиониты, которое я недавно перевел с еврейского на греческий". (Иероним, "Comment. to Matthew", кн. II, гл. XII, и Иероним, "De Viris Illust.", гл. 3). Далее, это предполагаемое Евангелие от Матфея, кем бы оно ни было написано, "представляло материал", как Иероним жалуется (loc. cit), "не для построения, но для разрушения" (Христианства). Но тот факт, что эбиониты, истинные первоначальные христиане, "отвергая все остальные апостольские писания, пользовались лишь этим (еврейским, Матфея) Евангелием" ("Adv. Haer.", I. 26), - очень многозначителен. Ибо, как заявляет Епифаний, эбиониты твердо верили, вместе с назареями, что Иисус был только человеком "от семени человека" (Епиф., "Contra Ebionites"). Кроме того, из "Кодекса" назареев, частью которого является "Евангелие по Матфею", мы знаем, что эти гностики, галилеяне ли, назареи или неевреи, называют Иисуса, в своей ненависти к астролатрии, в своем Кодексе Набу-Мешиха или "Меркурием". (См. "Мендеяне"). Это не свидетельствует о слишком ортодоксальном Христианстве ни у назареев, ни у эбионитов; но, видимо, наоборот, доказывает, что Христианство ранних веков и современное христианское богословие - две совершенно противоположные вещи.


НАИН (Сканд.) "Гном Смерти".


НАЙМИТТИКА (Ск.). Временная или случайная; употребляется по отношению к одному из четырех видов Пралай.


НАКШАТРА (Ск.). Лунные созвездия.


НАМАХ (Ск.). На пали - Намо. Первое слово ежедневного взывания буддистов, означающее "я смиренно доверяю, или поклоняюсь, или благодарю" Владыку; как например - "Намо Тассо БхагаватоАрахато" и т. д., обращенное к Владыке Будде. Священнослужители (как буддисты так и даоисты) называются "Знатоками Намаха", ибо слово это используется в богослужениях и молитвах, в призывании Триратны, и с небольшим изменением в оккультных взываниях к Бодхисаттвам и Нирманакаям.


НАМБЕР  НИП. Эльф, могучий Король Ризенгебирга, самый могущественный из гениев в Скандинавском и Германском фольклоре.


НАНДА (Ск.). Один из царей Магадхи (династия которых была свергнута Чандрагуптой).


НАНДИ (Ск.). Священный белый бык Шивы и его Вахан (Проводник).


НАННА (Сканд.). Прекрасная невеста Балдура, который сражался со слепым Ходуром ("тот, кто влавствует над темнотой") и был убит последним с помощью магического искусства. Балдур является олицетворением Дня, Ходур - Ночи, а прекрасная Нанна - Зари.


НАННАК (Халд.), также Нанар и Син. Название луны; в позднейшей мифологии говорится, что он сын Мулила, старшего Бэла и Солнца. В более ранней мифологии Луна намного старше Солнца.


НАРА (Ск.). "Человек", первоначальный, вечный человек.


НАРА (Ск.). Воды Пространства, или Великая Глубь, - отсюда имя Нараяны или Вишну.


НАРАДА (Ск.). Один из семи великих Риши, Сын Брамы. Этот "Прародитель" есть один из наиболее таинственных персонажей в браминскомсвященном символизме. Эзотерически, Нарада является Властителем событий в течение различных Кармических циклов, и олицетворением, в определенном смысле, великого человеческого цикла; Дхиан Коганом. Он играет большую роль в Брахманизме, который приписывает ему несколько самых оккультных гимнов "Риг-Веды", причем в этом священном труде он описан как "из рода Канва". Он назван Дэва-Брамой, но как таковой обладает характером, отличным от того, какой он принимает на земле - или Патале. Дакша заклял его возрождаться время от времени на этой земле за его влияние на 5000 и 10000 сыновей Дакши, которых он уговорил остаться Йогинами и хранящими обет безбрачия ("Махабхарата"). Но это аллегория. Он был изобретателем Вины, разновидности лютни, и великим "законодателем". История эта слишком длинна, чтобы приводить ее здесь.


НАРАКА (Ск.). В популярном представлении ад, "темница под землею". Горячие и холодные ады, числом по восемь каждый, суть просто символы глобусов нашей семиричной цепи, с добавлением "восьмой сферы", которая, как полагают, находится в луне. Эта явная маскировка, так как эти "ады" называются оживотворяющими адами, ибо, как поясняется, любое существо, умирая в одном, тотчас же рождается во втором, потом в третьем, и так далее; в каждом жизнь продолжается 500 лет (маскировка числа циклов и реинкарнаций). Так как эти ады составляют одну из шести гати (состояний чувствующего существования) и так как говорится, что люди вновь рождаются в том или другом соответственно их кармическим заслугам или прегрешениям, маскировка становится очевидной. Более того, эти Нараки скорее суть чистилища, чем ады, поскольку из каждого из них можно освободиться с помощью молитв и заступничества жрецов за вознаграждение, - в точности как в римско-католической Церкви, которая в этом, кажется, достаточно точно скопировала китайский ритуализм. Как было указано ранее, эзотерическая философия прослеживает каждый ад до жизни на земле, в той или иной форме чувствующего существования.


НАРА  СИНХА (Ск.). Букв., "Человек-лев"; Аватар Вишну.


НАРАЯНА (Ск.). "Движущийся над Водами" пространства; титул Вишну в его аспекте Святого Духа, движущегося над водами Творения. (См. "Ману", кн. 11). В эзотерическом символизме это означает первичное проявление принципа жизни, распространяющегося в беспредельном Пространстве.


НАРГАЛ (Халд.). Халдейские и ассирийские главы Магов (Раб Маг).


НАРДЖОЛ (Тиб.). Какой-либо Святой; прославленный Адепт.


НАРОС или НЕРОС (Ев.). Цикл, описанный востоковедами как состоящий из 600 лет. Но каких лет? Было три вида Неросов: больший, средний и меньший. Лишь этот последний цикл состоял из 600 лет.


НАСТИКА (Ск.). Атеист или, вернее, тот, кто не поклоняется богам и идолам или не признает их.


НАТХ (Ск.). Владыка; относится к богам и людям; титул, добавляемый к имени человека или предмета, как, например, Бадринатх (владыка гор), знаменитое место паломничества; Гопинатх (владыка пастушек), относимый к Кришне.


НАХАШ (Ев.). "Лишенный"; Дьвол или Змий, согласно западным кабалистам.


НАХБКУН (Ег.). Бог, который объединяет "двойников"; мистический термин, относящийся к человеческим развоплощенным "принципам".


НЕББАН или  НЕЙББАН (Кит.). То же, что Нирвана, Ниппанг в Тибете.


НЕБЕСНЫЙ АДАМ. Синтез Древа Сефиротов, или всех Сил в Природе и одушевляющей их божественной сущности. В диаграммах, седьмой из низших Сефиротов, Сефира Малкут - Царство Гармонии, - представляет ступни идеального Макрокосма, голова которого достигает первой проявленной Головы. Этот Небесный Адам есть natura naturans, абстрактный мир, тогда как Адам Земли (Человечество) есть natura naturata или материальная вселенная. Первый есть присутствие Божества в его всемирной сущности; второй - проявление разумности этой сущности. В подлинном "Зохаре" - не в фантастической и антропоморфической карикатуре, которую мы часто находим в писаниях западных каббалистов - нет и крупицы того личного бога, который столь выделяется в смутном покрове Сокровенной Мудрости, известном как Пятикнижие Моисея.


НЕВЕСТА. Десятая Сефира, Малкут, называется каббалистами Невестой Микропросопуса; она - последний He Тетраграмматона; подобно этому христианская Церковь называется Невестой Христа (У. У. У.).


НЕВИННЫЕ. Прозвище, данное Посвященным и каббалистам до христианской эры. "Невинные" Вифлеема и Лада (или Лидды), которые, числом в несколько тысяч, были истреблены Александром Ианнеем (100 г. до Р. Х. или около того), дали начало легенде о 40`000 невинных детей, убитых Иродом в поисках младенца Христа. Первое представляет собой малоизвестный факт, второе - вымысел, как убедительно доказано Ренаном в "Vie de Jesus".


НЕДОСТАТОК. На языке оккультистов и буддистов - составная часть Кармы. Заслуга и недостаток порождаются авидьей, или незнанием видьи, божественного озарения. Раз Архат достигает совершенного просветления и абсолютной власти над своей личностью и низшей природою, он перестает творить "заслугу и недостаток".


НЕИЗРЕЧЕННОЕ  ИМЯ. У евреев - заменитель "тайного имени" их племенного божества Eh-yeh, "Я есмь", или Иеговы. Третья заповедь запрещает употреблять "всуе" последнее имя, и евреи заменили его именем Адонай, или "Господь". Но протестантские христиане, которые переводят без различения Иегова и Элохим - который также есть заменитель рer se, кроме обозначения низшего божества - словами "Господь" и "Бог", в этом отношении стали более католиками, чем Папа, и ввели запрет на оба имени. В настоящий момент, однако, ни евреи, ни христиане, видимо, не помнят и даже не предполагают оккультную причину того, почему определение Иегова или YHVH стало предосудительным; большинство западных каббалистов, по-видимому, также не знают этого. Истина такова, что имя, которое они выдвинули как "неизреченное", совсем не является таковым. Это есть "непроизносимое" или, вернее, имя, которое не следует произносить, если вообще что-то подобное; и это по символогическим причинам. Прежде всего, "Неизреченное Имя" истинного оккультиста вовсе не есть имя, и менее всего это имя Иеговы. Последнее означает, даже в его каббалистическом, эзотерическом смысле, андрогинную природу, YHVH, или обладающего мужской и женской природой. Это просто Адам и Ева, или мужчина и женщина, объединенные в одно, и в том виде, как оно пишется и произносится теперь, само является заменителем. Но раввины не желают припомнить зохарическое указание, что YHVH означает - "не так как Я написан, читаюсь Я" ("Зохар", fol. III, 230a). Нужно знать, как делить Тетраграмматон ad infinitum, прежде чем прийти к звуку поистине непроизносимого имени еврейского богатайны. Едва ли нужно повторять, что восточные оккультисты имеют собственное "Неизреченное имя".


НЕИТ (Ег.). Неитес. Царица Небес; богиня луны в Египте. Ее по-разному называют Ноут, Непте, Нур.


НЕЙЛОС (Гр.). Река Нил; также божество.


НЕКРОМАНТИЯ (Гр.). Оживление образов умерших, которое в древности и современными оккультистами рассматривается как практика черной магии. Ямблих, Порфирий и другие теурги резко осудили эту практику, не меньше, чем это делал Моисей, приговаривавший "колдунов" своего времени к смертной казни - а колдуны эти были просто некромантами - как в случае Колдуньи Эндора и Самуила.


НЕОКОР (Гр.). У греков - страж Храма.


НЕОПЛАТОНИЗМ. Букв., "новый Платонизм" или Платоновская Школа. Эклектическая, пантеистическая школа философии, основанная в Александрии Аммонием Саккасом, во главе которой стоял его ученик Плотин (189-270 г. н. э.). Она стремилась примирить учения Платона и систему Аристотеля с восточной Теософией. Ее главным занятием была чисто духовная философия, метафизика и мистицизм. В последующие годы была введена Теургия. Это было последнее усилие высочайших умов пресечь все возрастающее невежественное суеверие и слепую веру тех времен; последний отпрыск греческой философии, который в конце концов был разбит и предан смерти грубой силой.


НЕОФИТ (Гр.). Начинающий; готовящийся к посвящению или кандидат на Мистерии. Методы посвящения были разными. При испытаниях неофиты должны были пройти через все четыре стихии, появляясь в пятой как величественные Посвященные. Так, пройдя через Огонь (Божество), Воду, (Божественный Дух), Воздух (Дыхание Бога) и Землю (Материя), они получали священный знак, тат и тау, или + и Т. Последний являлся моногpаммой Цикла, называемого Нарос или Нерос. Как д-р Кинили говорит в своем "Апокалипсисе", на символическом языке крест (одно из семи значений) "+ представляет в одно и то же время три исходных буквы, из которых составлено слово LUX или Свет... Посвященных отмечали этим знаком, когда они допускались к совершенным мистериям. Мы постоянно видим Тау и Реш соединенными в виде . Эти две буквы на древнесамаритянском языке, как обнаружено на монетах, означают, первая - 400, вторая - 200 = 600. Это символ власти Озириса". Совершенно верно, но это не доказывает, что Нарос был циклом в 600 лет, а лишь то, что еще один языческий символ был перенят Церковью. (См. "I. H. S.").


НЕ  ПРЕСТУПИ,  КОЛЬЦО. Круг, внутри которого заключены все те, кто все еще пребывают в заблуждении разъединенности.


НЕРГАЛ (Халд.). На ассирийских табличках он описан как "великий царь войны, владыка города Кута". Это также еврейское название планеты Марс, неизменно связываемой с несчастьем и опасностью. Нергал-Марс есть "кровь проливающий". В оккультной астрологии он менее пагубен, чем Сатурн, но более активен в своих связях с людьми и в своем воздействии на них.


НЕРОС (Ев.). Как показано покойным Э. В. Кинили, этот "Наросский Цикл" был тайной, истинным "секретом бога", раскрытие которого, во времена преобладания религиозных мистерий и господства жрецов, каралось смертью. Ученый автор, по-видимому, считал само собой разумеющимся, что Нерос длился 600 лет, но он ошибался. (См. "Нарос"). Также и Мистерии и ритуалы Посвящения не были учреждены лишь ради необходимости увековечения знания истинного значения Нароса и сохранения этого цикла в тайне от профанов; ибо Мистерии так же стары, как и нынешняя человеческая раса, и были намного более важные тайны для сокрытия, чем цифры какого-либо цикла (См. "Неофит" и "I. H. S."). Тайну 666, так называемого "числа великого сердца", намного лучше представляют Тау и Реш, чем 600.


НЕРТУС (Древнесакс). Богиня земли, любви и красоты у древнегерманцев; то же, что скандинавская Фрейя или Фригг. Тацит говорит о великих почестях, оказываемых Нертус, когда ее идол с триумфом возили на колеснице по нескольким областям.


НЕСКУ или  НУСКУ (Халд.). В ассирийских табличках описан как "держатель золотого скипетра, очень высокий бог".


НЕФ (Ег.). Также Cneрh и Nef, наделен теми же свойствами, что и Хем. Один из богов творящей Силы, ибо связан с Мировым Яйцом. Порфирий называет его "творцом мира"; Плутарх -"несотворенным и вечным божеством"; у Евсевия он идентичен с Логосом; а Ямблих почти отождествляет его с Брамой, так как говорит о нем, что "этот бог есть сам разум, умственно осознающий себя и посвящающий умственную деятельность самому себе, и ему следует поклоняться в безмолвии". Одна из его форм, добавляет м-р Бонвик, "была Ав, что означает плоть. Он был криоцефалом, с солнечнымдиском на голове и стоящем на змее Мехен. В левой руке у него гадюка, в правой - крест. Он был активно занят в преисподней миссией творения". Деверия пишет: "Его путешествие в низшее полушарие кажется символизирующим эволюцию субстанций, которые возникают для того, чтобы погибнуть и возникнуть вновь". За тысячилетия до появления Кардека, Сведенборга и Дарвина древние египтяне придерживались своих нескольких философий ("Eg. Belief and Mod. Thought").


НЕФТИДА (Ег.). Сестра Изиды, философски - лишь один из ее аспектов. Как Озирис и Тифон суть одно в двух аспектах, так Изида и Нефтида суть один и тот же символ природы в ее двойственном аспекте. Таким образом, тогда как Изида является супругою Озириса, Нефтида - супруга Тифона, противника Озириса и его убийцы, хотя она плачет по нему. Она часто изображена у гроба великого бога Солнца с диском на голове между двумя рогами лунного серпа. Она гений низшего мира, и Анубиса, египетского Плутона, называют ее сыном. Плутарх дал прекрасное эзотерическое объяснение этих двух сестер. Так, он пишет: "Нефтида означает то, что под землею, и что невидимо (т. е. ее разлагающую и воспроизводящую силу), а Изида - то, что на земле и что видимо (или физическую природу).... Линия горизонта, разделяющая оба эти полушария и принадлежащая обоим, есть Анубис". Идентичность обеих богинь доказывается и тем, что Изиду также называют матерью Анубиса. Таким образом, эти две богини суть Альфа и Омега Природы.


НЕХАШИМ (Каб.). "Деяния змия". Имя, данное Астральному Свету, "великому вводящему в заблуждение змию" (Майе), во время определенных практических деяний магии. (См. "Тайн. Доктр.", II, 512).


НИДАНА (Ск.). 12 причин существования, или цепь причинности, "сцепление причины и следствия во всем ряду существования через 12 звеньев". Это фундаментальная догма буддийской мысли, "понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту существования и подготовляя ум к Нирване". (Эйтель, "Sans. Chin. Dict"). Порядок 12 звеньев таков: Так как Ниданы относятся к самым тонким и глубоким учениям Восточной метафизической системы, то более глубоко заняться этим вопросом нет возможности.


НИДРА (Ск.). Состояние сна. Также женская форма Брамы.


НИДХИ (Ск.). Сокровище. Девять сокровищ, принадлежащих богу Кувере - ведийскому Сатане, - каждое сокровище находится под охраной демона; они персонифицированы и являются объектами поклонения тантриков.


НИДХОГГ (Сканд.). "Мировой" Змий.


НИЗИР (Халд.). "Гора Потопа"; Арарат вавилонян с "Ксизустром" в качестве Ноя.


НИЗШИЙ ЛИК  или  НИЗШЕЕ  ЛИЦО (Каб.). Теpмин относящийся к Микpопpосопусу, как "Высший Лик" - к Макpопpосопусу. Оба они идентичны и Длинным Ликом и Коpотким Ликом.


НИКСЫ. Водяные духи; ундины.


НИЛАКАНТХА (Ск.). Имя Шивы, означающее "синегорлый". Это, по преданию, последствие яда, данного этому богу.


НИМБ (Лат.). Ореол вокруг головы Христа и Святых в Греческой и Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы светящееся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди ("Eastern Monachesm") "его главные ученики изображаются местными художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии головы святых всегда окружены нимбом.


НИМИТТА (Ск.). См. также Прадхана в философии Санкхья.


НИРГУНА (Ск.). Негативное качество; несвязанное или без Гун (качества), т. е. лишенное всех качеств, противоположное Сагуне, тому, что имеет качества ("Тайная Доктрина", II, 122), например, Парабрахм есть Ниргуна, Брама - Сагуна. Ниргуна есть термин, который указывает на безличность того, о чем говорится.


НИРВАНА (Ск.). Согласно востоковедам, полное "угасание", подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени совершенства и святости, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Готамы Будды и других, и при жизни (См. "Нирвани").


НИРВАНИ (Ск.). Тот, кто достиг Нирваны - освобожденная душа. Что Нирвана не означает ничего подобного тому, что утверждают востоковеды, хорошо известно всякому ученому, побывавшему в Китае, Индии и Японии. Это есть "избавление от страдания", но только от материального, освобождение от Клеша, или Кама, и полное уничтожение животных желаний. Если нам скажут, что "Абхидхарма" определяет Нирвану "как состояние абсолютного уничтожения", мы согласимся, добавив к последнему слову пояснение - "всего, связанного с материей или физическим миром", и это просто потому, что последний (как и все в нем) есть иллюзия, майа. В последний момент своей жизни Шакьямуни Будда говорил, что "духовное тело бессмертно" (см. "Sans. Chin. Dict"). Как поясняет м-р Эйтель, ученый синолог: "Популярные экзотерические системы сходятся в определении Нирваны отрицательным образом как состояния абсолютного выхода из круга переселений; как состояния полной свободы от всех форм существования, и прежде всего свободы от всех страстей и усилий; состояния безразличия ко всякой чувствительности" - и, он мог бы добавить, - "утраты всякого сострадания к миру страданий". Именно поэтому Бодхисаттвы, которые предпочитают одеяние Нирманакаи одеянию Дхармакаи, в народной оценке стоят выше Нирвани. Но тот же ученый добавляет: "Положительно (также эзотерически) они определяют Нирвану как высшее состояние духовного блаженства, как абсолютное бессмертие вследствие поглощения души (вернее духа) в самое себя, но сохраняя индивидуальность, так что, напр., Будды, после вступления в Нирвану, могут вновь появиться на земле" - т. е. в будущей Манвантаре.


НИРМАНАКАЯ (Ск.). В экзотерической философии, нечто совершенно отличное от общепринятого значения, придаваемого этому, и от выдумок востоковедов. Некоторые называют тело Нирманакая "Нирваной с остатками" (Шлагинтвейт, и т. д.) - вероятно, предполагая, что это есть разновидность Нирванического состояния, во время которого сохраняются сознание и форма. Другие говорят, что это есть одно из Трикай (трех тел), "способное принимать любую внешнюю форму в целях распространения Буддизма" (мысль Эйтеля); иные - что "это есть воплощенный аватар божества" (ibid.), и так далее. Оккультизм, с другой стороны, утверждает: Нирманакая, хотя буквально и означает преображенное "тело", есть состояние. Это есть форма того адепта или йога, который вступает в, или выбирает, это рost mortem (посмертное - лат.) состояние, предпочтя его Дхармакае или абсолютному Нирваническому состоянию. Он поступает так потому, что эта последняя "кая" разъединяет его навсегда с миром форм, даруя ему состояние эгоистического блаженства, в котором не может участвовать ни одно другое живое существо, и адепт, таки образом, лишается возможности помогать человечеству, или даже дэвам. Но как Нирманакая, человек покидает лишь свое физическое тело и сохраняет все остальные "принципы", за исключением Камического - ибо он вырвал его навсегда из своей природы, в течение жизни, и тот никогда не может воскреснуть в его рost mortem состоянии. Таким образом, вместо поступления в эгоистическое блаженство, он избирает жизнь самопожертвования, существование, которое кончается лишь с жизненным циклом, чтобы иметь возможность помогать человечеству невидимым, но все же наиболее действенным образом (см. "Голос Безмолвия", третий трактат "Семь Врат"). Таким образом, Нирманакая не является - как принято считать - телом, "в котором Будда или Бодхисаттва появляется на земле", но воистину тем, кто, будет ли он Хутукту или Хубилхан, адепт или йог при жизни, с тех пор стал членом того невидимого Воинства, которое постоянно защищает и держит дозор над Человечеством в Кармических пределах. Часто ошибочно принимаемый за " Джуха", Дэва, самого Бога, и т. д., Нирманакая является вечно защищающим, сострадательным, воистину ангелом-хранителем для того, кто становится достойным его помощи. Какие бы возражения не выдвигались против этой доктрины, как бы ее ни отвергали, - ибо она и впрямь никогда еще до сих пор не оглашалась в Европе, следовательно, раз она неизвестна востоковедам, непременно должна быть "новоисчеченным мифом", - не найдется такого наглеца, чтобы сказать, что эта мысль о помощи страдающему человечеству ценою собственного, почти невыразимого самопожертвования, не будет одною из самых величественных и благородных, какие когда-либо исходили из человеческого мозга.


НИРМАТХЬЯ (Ск.). Священный огонь, добытый трением двух кусочков дерева - "огонь", называемый Павамана в "Пуранах". Содержащаяся здесь аллегория есть оккультное учение.


НИРРИТИ (Ск.). Богиня Смерти и Разложения.


НИРУКТА (Ск.). Анга или член, раздел "Вед": словарный комментарий.


НИРУПАДХИ (Ск.). Бескачественный; отрицание качеств.


НИССИ (Халд.). Один из семи халдейских богов.


НИТИ (Ск.). Букв., Благоразумие, этика.


НИТЬ-ДУША. То же, что Сутратма.


НИТЬЯ ПАРИВРИТА (Ск.). Букв., непрекращающееся угасание.


НИТЬЯ ПРАЛАЙА (Ск.). Букв., "беспрерывная" Пралайа или растворение. Это - постоянные и неуловимые изменения, которым подвергнуты атомы и которые продолжаются весь период Махаманвантары, целый век Брамы, требующий пятнадцати цифр для своего написания. Стадия постоянного изменения и растворения, периоды роста и разложения. Это есть продолжительность "Семи Вечностей" (См. "Тайная Доктрина", I, 459, II, 89, 387). Существует четыре вида Пралай или состояний неизменяемости. Наймиттика, когда Брама дремлет; Пракритика, частичная Пралайа чего угодно во время Манвантары; Атьянтика, когда человек отождествил себя с ЕдинымАбсолютом - синоним Нирваны; и Нитья, особенно для физических вещей, как состояние глубокого сна без сновидений.


НИТЬЯ САРГА (Ск.). Состояние постоянного созидания или эволюции, как противопоставленное Нитья Пралайе - состоянию вечного непрекращающегося растворения (или изменения атомов), распадения молекул, отсюда - изменения форм.


НИФЛЬХЕЙМ (Сканд.). Холодный Ад в "Эдде". Место вечной бессознательности и бездеятельности. (См. "Тайная Доктрина", т. II, с. 306).


НИШАДА (Ск.).
НИЯШИ (Мазд.). Молитвы парсов.


НОГА (Халд.). Планета Венера; мерцающее великолепие.


НОРНЫ (Сканд.). Три сестры-богини в "Эдде", возвещающие людям веления Орлога, или Судьбы. Они явлены как выходящие из неизвестных далей, укутанные в темное покрывало, к Ясеню Иггдрасилу, и "ежедневно поливают его водой из Источника Урд, чтобы он не высох, а оставался зеленым и свежим, и сильным" ("Асгард и Боги"). Их имена "Урд", Прошлое; "Верданди", Настоящее; и "Скулд", Будущее, "которое или богато надеждой, или темно от слез". Таким образом, они раскрывают веления Судьбы, "ибо из прошлого и настоящего рождаются события и действия будущего" (ibid).


НОТАРИКОН (Каб.). Раздел практической Каббалы; занимается образованием слов из начальных или конечных букв слов в каждом предложении, или наоборот - образует предложение из слов, начальные или конечные буквы которых принадлежат некоторому слову (У. У. У.).


НОУС (Гр.). Платоновский термин для обозначения Высшего Разума или Души. Это означает Дух, как отличное от животной Души - психе; божественное сознание или разум в человеке: Ноус было название, данное Верховному божеству (третьему логосу) Анаксагором. Заимствованный из Египта, где он назывался Ноут, он был принят гностиками для обозначения их первого сознательного Эона, который у оккультистов является третьим логосом - космически, и третьим "принципом" (сверху) или манасом - в человеке.


НОУТ (Гр.). В Пантеоне египтян это означало "Один-Единственный", так как в своей общедоступной или экзотерической религии они не пошли выше третьего проявления, которое излучается из Неизвестного и Непознаваемого, первого непроявленного и второго логосов в эзотерической философии каждого народа. Ноус Анаксагора был Махат индусского Брамы, первого проявленного Божества - "Разум или Дух самосильного"; этот созидающий Принцип является, без сомнения, рrimum mobile всего во Вселенной - ее Душою и Мыслеосновой (См. "СемьПринципов" в человеке).


НОФИР-ХОТПУ (Ег.). То же, что бог Хонсу, лунный бог Фив. Букв., "тот, кто пребывает в абсолютном покое". Нофир-хотпу есть одна из трех ипостасей египетской троицы, состоящей из Аммона, Мут и их сына Хонсу, или Нофир-хотпу.


НОЧЬ БРАМЫ. Период между растворением и активной жизнью Вселенной, которая, в противоположность, называется "Днем Брамы".


НОЧЬ БРАМЫ. Период равной длительности, во время которого Брама, как считают, спит. Проснувшись, он возобновляет процесс, и так это продолжается целый век Брамы, который состоит из поочередно сменяющихся "Дней" и "Ночей" и длится 100 лет (каждый из них в 2`160`000`000 лет). Для выражения длительности такого века необходимо пятнадцать цифр; после его истечения наступает Махапралайа, или Великое Растворение, и длится в свою очередь тот же период из пятнадцати цифр.


НУ (Ег.). Предвечные воды пространства, называемые "Отец-Матерь"; "лик бездны" в Библии; ибо над Ну витает Дыхание Нефа, который изображен с Мировым Яйцом во рту.


НУМ (Ег.). Небесный скульптор в египетских легендах, изваявший прекрасную девушку, которую, словно вторую Пандору, он посылает к Бату (или "человеку"), чье счастье после этого рушится. "Скульптор" или художник есть то же, что Иегова, зодчий мира, а девушка - "Ева".


НУМЕН (Гр.). Истинная сущностная природа бытия, в отличие от иллюзорных объектов чувств.


НУН (Ег.). Небесная река, протекающая в Нут, космической бездне, или Ну. Поскольку все боги были рождены в реке (Плеромегностиков), она названа "Отцом-Матерью богов".


НУНТИС (Лат.). "Волк Солнца", название планеты Меркурий. Он спутник Солнца, Solaris luminis рarticeрs. (См. "Тайная Доктрина", II, 40).


НУР ИЛАХИ (Араб.). Букв., "свет Элохим'ов". Некоторые мусульмане считают, что свет этот переносится на смертных "через сто пророков-водителей". Божественное знание; Свет Сокровенной Мудрости.


НУТ (Ег.). Небесная бездна в "Ритуале", или Книге Мертвых. Это - беспредельное пространство, которое в "Ведах" персонифицируется Адити, богиней, которая, подобно Нун, является "матерью всех богов".


НЬИМА (Тиб.). Солнце - астрологически.


НЬИНГПО (Тиб.). То же, что Алайа, "МироваяДуша"; называется также Цанг.


НЬЯЯ (Ск.). Одна из шести Даршан или школ Философии в Индии; система индусской логики, основанная Риши Готамою.


НЭБО (Халд.). То же, что индусский Будха, сын Сомы, Луны, и планета Меркурий. (См. "Набу").


НЭФЕШ (Ев.). Дыхание жизни. Anima, Mens, Vita, Страсти. В Библии этот термин употребляется очень произвольно. Вообще он означает прану, "жизнь"; в Каббале это животные страсти и животная Душа. (У. У. У.). Поэтому, как утверждается в теософических учениях, Нэфеш есть синоним Прана-Камического Принципа, или жизненной животной Души в человеке (Е. П. Б.).


НЭФЕШ  ХИА (Каб.). Животная или живая Душа.


НЭФИЛИМ (Ев.). Великаны, Титаны, Павшие.


НЭЦАХ (Ев.). "Победа". Седьмой из Десяти Сефиротов, мужская активная сила (У.У.У.).


НЭШАМА (Ев.). Душа, anima, afflatus. В Каббале, как она преподается в ордене Розенкрейцеров, одна из трех высших сущностей Человеческой Души, соответствующая Сефире Бине (У. У. У.).




























Сайт управляется системой uCoz