Ц
- Третья буква английского алфавита, не
имеющая эквивалента в еврейском, за исключением Caрh, о котором см. под
буквой К.
ЦАЙЛА
(Ев.). Ребро; см. "Бытие", миф о сотворении первой
женщины из ребра Адама,
первого человека. Забавно, что этот процесс
"ребра" не описан ни в каком другом мифе, за исключением еврейской Библии.
Другие схожие еврейские слова суть "Цела", "падение", и Целем,
"образ Бога". Инман замечает, что древние евреи очень любили каламбурные
выражения, и одно из них видит в следующем - Адам
пал из-за
женщины, которую Бог создал по его образу, от впадины в боку
человека
(У. У. У.).
ЦАНАГИ-ЦАНАМИ
(Яп.). Разновидность творящего бога в
Японии.
ЦАНГ-К'А-ПА
(Тиб.). Пишется также Tsong-kha-pa. Знаменитый
тибетский реформатор четырнадцатого века, который ввел в своей стране очищенный
Буддизм. Он был великим Адептом,
который, будучи не в состоянии дольше выносить осквернение буддийскойфилософии
лжежрецами, превратившими ее в выгодное
предприятие, решительно положил этому конец своевременным переворотом и
высылкой 40`000 лжемонахов и лам из страны.
Его считают АватаромБудды,
и он является основателем секты Гэ-лук-па ("желтых
шапок"), и мистического Братства,
связанного с ее водителями. По преданию, "дерево 10`000 образов" (хум-бум)
возникло из длинных волос этого подвижника, который, оставив его, навсегда
исчез из поля зрения профанов.
ЦАРИ
ЭДОМА. Эзотерически
- ранние, экспериментальные, уродливые расы людей. Некоторые каббалисты
интерпретируют их как "искры", миры в процессе
формирования, исчезающие сразу же после образования.
ЦЕРБЕР
(Гр., Лат.). Цербер, трехглавое собакоподобное чудовище, считавшееся стражем
порога Гадеса, перешло к грекам и римлянам
из Египта. Это было чудовище, полу-собака, полу-гиппопотам,
сторожившее врата Аменти. Мать Цербера
была Ехидна - существо, наполовину женщина,
наполовину змея, очень почитавшееся в Этрурии. Как египетский, так и греческий
Цербер являются символами Камалоки и ее
неуклюжих монстров, сброшенных оболочек
смертных.
ЦЕРЕРА
(Лат.). По-гречески: Деметра. Как
женский
аспект Отца Эфира,
Юпитера,
она эзотерически является плодородным
принципом во всеохватывающем Духе, который
оживляет каждый зародыш в материальной вселенной.
ЦЗИ-ЦЗАЙ
(Кит.). "Само-Сущий" или "Неведомая Тьма", корень
Вулян Шеу, "Беспредельного
Века";
все они - каббалистические термины, употреблявшиеся
в Китае за века до того, как были приняты еврейскими каббалистами,
которые заимствовали их из Халдеи и Египта.
ЦЗОН
ТИСРОН ЦАНЬ (Тиб.) Царь, живший между 728 и 787 гг., который
пригласил из Бенгалии пандита Ракшиту - названного, благодаря его большой
учености, бодхисаттвой - чтобы тот поселился
в Тибете и преподавал буддийскую
философию его жрецам.
ЦЗЯНЬ-СИН
(Кит.). "Небеса Разума", Вселенская Мыслеоснова
и Махат, когда прилагается к плану
диффенренциации; "Тянь-Син", когда относится
к Абсолюту.
ЦЗЯНЬ-ЧАН
(Кит.). Вселенная формы
и
материи.
ЦИКЛ.
От греческого слова киклос. Древние делили
время на бесконечные циклы, колеса внутри колес; все такие периоды имели
разную длительность и каждый отмечал начало или конец какого-то события
- космического, земного, физического либо
метафизического. Были циклы лишь в несколько лет и циклы огромной продолжительности:
большой Орфический цикл, соответствовавший этнологичекой смене рас, длившийся
120`000 лет, и цикл Кассандры в 136`000 лет, который вызывал полную перемену
в планетарных воздействиях и их взаимосвязях между людьми и богами
- факт, которым совершенно пренебрегают современные астрологи.
ЦИМ-ЦУМ
(Каб.). Расширение и сокращение, или, как объясняют это некоторые
каббалисты
- "центробежная и центростремительная сила".
ЦИРУФ
(Ев.). Система сочетаний и перестановок еврейских букв, предназначенная
для установления аналогий и сохранения секретов. Например, в форме, называемой
Атбаш,
взаимозаменителями были А и Т,
Б и Ш, Г
и Р и т. д. (У.У.У.).
ЦУЛ-МА
(Каб.). Букв., "тень" в "Зохаре" говорится
(1, 218 a, 1, fol. 117 a, col. 466), что во время семи последних ночей
жизни человека, Нэшама,
его дух, оставляет его и его тень, цул-ма,
больше не действует, его тело больше не отбрасывает тени; и когда цул-ма
совершенно исчезает, тогда Руах и Нэфеш
- душа и жизнь - уходят с ней. Часто указывалось,
что в каббалистической философии
было лишь три, а с Телом, Гуфф, четыре
"принципа". Можно легко доказать, что существует
семь, и еще несколько подразделений, ибо существует "высший" и "низший"
Нэшама (двойственный Манас);
Руах,
Дух
или Буддхи;
Нэфеш
(Кама), которая "не имеет света от своей
собственной субстанции", но связана с Гуфф,
Телом; Целем, "ПризракОбраза";
Д'юкна,
Тень ПризрачногоОбраза,
или Майави Рупа. Затем следуют Цурат,
Прототипы
и Таб-нут, Форма; и, наконец, Цура,
"высший Принцип (Атман),
который остается наверху", и т. д., и т. д. (См. Мейер, "Каббала", с. 400
и далее).